Набрел тут по ссылке с сайта Демосцены на интересный ресурс с трекерной музыкой: http://www.modules.pl
Там можно найти трекерные модули всех популярных форматов, причем как легендарных авторов прошлого, так и тех, кто и сегодня пишет музыку в этих форматах. Я тоже загрузил туда несколько своих модулей...
Правда хочу предупредить - сайт не открывается Интернет Эксплорером. Ставьте "Оперу", "Мозиллу", "Гном" - что угодно, только не IE !
А теперь немного воспоминаний о том, что это за музыка и как я с ней пересекся.
Для меня музыка на компьютере началась в 1991 году. В то время самой распространенной конфигурацией компьютера был IBM PC AT с процессором I80286 12MHz, 1 Мег памяти, 40..80 Мег жестким диском и VGA дисплеем с разрешением 640x480 пикселей на 14-дюймовом мониторе. Операционной системой был конечно же MS DOS. Никаких источников звука кроме стандартной пищалки PC-спикера как правило не предусматривалось - звуковые платы типа Sound Blaster были чем-то полумифическим: все о них слышали, но мало кто видел.
Владимирское КБ Радиосвязи, где я тогда работал программистом-ассемблерщиком, имело именно такие компьютеры, и мне в ряде задач приходилось программировать этот самый PC-спикер - заставлять его издавать разные звуки. Я искренне считал, что ничего кроме простейшей одноголосной мелодии через один бит не сыграешь... пока не увидел у моих друзей в Университете программу Scream Tracker 2.
Я был поражен, услышав как через пищалку воспроизводится почти нормальная музыка с ударными, с правдоподобно звучащими гитарами и даже голосами. Мне сказали, что при выводе музыки на PC-спикер используется так называемая широтно-импульсная модуляция. Файлы, которые проигрывал Scream Tracker, имели расширения MOD и STM, и содержали как нотную партитуру, записанную особым образом, так и инструменты - сэмплы, которыми эта партитура исполнялась. А когда я узнал, что Scream Tracker не только проигрыватель этих файлов, а еще и редактор - у меня как у музыканта "зачесались руки" что-то в нем сотворить.
Так я начал писать музыку на компьютере. В моем распоряжении оказалось целых 4 канала и куча файлов, откуда можно было надергать различных инструментов. Как устроены эти самые инструменты, я не особенно интересовался - их было много, на любой вкус и стиль: ведь мои университетские друзья подключились к сети FIDO и качали трекерные файлы сотнями.
Следующим шагом, подогревшим мой интерес к трекеру, стал "ковокс" (covox). Коллега по работе где-то прочитал, что упомянутый в списке звуковых устройств covox - это не что иное, как цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), подключаемый вместо принтера. Устройство было разработано и собрано по всем правилам в лучших традициях КБ Радиосвязи - на микросхеме с усилителем-корректором, с разъемами и шнурами - и подключено к музыкальному центру. Какой же это был кайф - услышать с компьютера внятную музыку с басами и с правильными спектрами всех инструментов !
Я активно писал музыку в Scream-трекере на четырех каналах примерно с 1991 по 1993 год. В это время я не играл живьем в рок-группе, и многие мои музыкальные задумки реализовывал на компьютере. Записывал я в виде трекерных модулей и некоторые песни тех групп, где я играл раньше. Один раз даже использовал трекер чтобы записать музыку, сочиненную одним старшим коллегой по работе - этот человек хорошо пел, но не владел толком никаким музыкальным инструментом. Он напевал мне мелодии, я подбирал их на пианино, записывал нотами, а потом в трекере делал примерную аранжировку и показывал автору результат. Он даже записал трекерные варианты на магнитофон, когда потребовалось показать песни в агенстве по авторским правам...
Но от прогресса я тогда отстал существенно. Появившийся многоканальный Scream Tracker 3 (файлы S3M) оказался мне уже недоступен. Он не поддерживал ни PC-спикер, ни covox - только звуковые платы. Да и системные требования к компьютеру тоже возросли. А в тогдашних условиях финансового коллапса КБ Радиосвязи не могло позволить себе покупать новые компьютеры... Да что там компьютеры - зарплату-то не платили по полгода ! Наступило время перемен и передряг. Я уволился из КБ, работал в разных "фирмах" и "фирмочках". Стало просто не до музыки. То надо срочно изучить объектно-ориентированное программирование, то вдруг потребовались знания по автоматическому управлению и регулированию, то по организации баз данных... Работы предлагали много, только вот денег не гарантировали. А личный компьютер так и оставался несбыточной мечтой...
Впрочем, вернуться к компьютерной музыке в 1995 году мне помог все тот же Университет. Дело в том, что там задумали выпустить мультимедийный CD-диск к 1000-летию города Владимира. Под это дело у них появились ресурсы - несколько мощных компьютеров, MIDI-клавиатура и звуковая плата Gravis Ultrasound (в простонародии GUS). Меня привлекли к созданию музыкального сопровождения диска. Я стал осваивать MIDI, и понял, что это гораздо круче, чем 4-канальный Scream Tracker. Особенно учитывая наикрутейший по тем временам редактор CakeWalk под Windows 3.xx . К тому же в Университете в это время появился Интернет, и я стал искать и качать MIDI-версии разных известных песен. А уж когда я раздобыл CUBIC Player и стал проигрывать MIDI-файлы на работе на имевшихся там простеньких Sound Blaster-ах с тем же качеством, что и в Университете - я стал большим фанатом MIDI. Этому еще способствовало общение с городскими поп-музыкантами, использовавшими "железные" MIDI-секвенсоры для создания "минусовок"...
К сожалению, общение с трекерными музыкантами у меня до 1997 года совершенно отсутствовало. Может быть поэтому мимо меня прошло и развитие трекерной музыки от формата к формату, от трекера к трекеру, и становление отечественной демосцены. До 2000 года я вообще не знал, что такое демосцена !
Дело в том, что основным средством общения отечественных трекерных музыкантов в то время была сеть FIDO, в которую я выходил лишь изредка через "лазейку" в университетской самодельной почтовой сети. Hо учитывая то, что я писал музыку, друзья стали пускать меня в FIDO напрямую - обмениваться MIDI-файлами через эхо-конференцию RU.MUSIC.UUE (некоторые мои файлы, посланные туда, до сих пор "всплывают" в Интернете в виде рингтонов для мобильников и Караоке-файлов :-) ...
А еще к ним ходила другая подобная конференция - FIDO7.SOUND.UUE - обмен и обсуждение музыки в трекерных форматах. Я как-то сунулся туда, вытащил некоторое количество файлов - и обалдел: трекерная музыка шагнула далеко вперед. К тому же практически все файлы без проблем проигрывались тем же CUBIC Payer-ом. Появились новые программы: Fast Tracker (XM-файлы), Impulse Tracker (IT-файлы) c возможностью использования огромного множества каналов и 16-разрядных сэмплов, появились интересные музыканты, появилось то, что называется "тусовка". Именно тогда я узнал таких людей как Tangerine, Manwe, Xpeh, Rick Murray... Я прочитал много интересного про особенности написания трекерной музыки, и интерес к ней разгорелся снова.
Я скачал себе Impulse Tracker 2.11 - мне его интерфейс показался наиболее близким к знакомому мне Scream Tracker-у, отыскал в интернете несколько интересных сэмплов, заcемплировал у друзей позаимствованную драм-машину ALESIS, написал первый мой многоканальный трекерный файл "Organist from 60ths" (август 1997 года) и послал его в FIDO7.SOUND.UUE. К сожалению, я не читал откликов на этот пост - я приходил в Университет очень нерегулярно - но, говорят, этот мой файл вызвал неслабую дискусию в кругах трекерщиков (сейчас я уже догадываюсь, почему).
Переломным временем в моей жизни стала осень 1997 года. Во-первых, я устроился на стабильную и хорошо оплачиваемую работу (где работаю и до сих пор), а во-вторых - стал играть на клавишах в рок-группе "PS" (где и играю до сих пор). 1998 год в плане компьютерной музыки остался для меня совершенно пустым, потому как на работе мы вкалывали "не поднимая головы". Hо в 1999 году изменения коснулись и этой сферы - я наконец-то купил компьютер со звуковой картой и модем, и подключился к FIDO как самостоятельный пойнт.
Весной 1999 года я нашел в Интернете трекер для Windows - ModPlug Tracker, и с ходу написал первый модуль, за который мне не стыдно до сих пор - "Voice of Nature". С этого момента я начал регулярно писать трекерную музыку, выкладывать ее в FIDO7.SOUND.UUE и участвовать в хит-парадах этой конференции. Поначалу меня сильно критиковали за "мидишность". И действительно было за что - я не использовал такие возможности трекера как NNA (поведение инструмента при нажатии новой ноты на этом же канале), воспроизведение сэмпла не сначала, "слайсер" и т.п... Да и мышление, ограниченное набором из 128 стандартных инструментов General MIDI, сильно мешало.
В феврале 2001 года я воочию познакомился с демосценой - принял участие в DemoParty MindResource-2001 в Москве. Я наконец-то увидел, что такое настоящее компьютерное искусство (Demo, Intro, музыка, графика), и очень пожалел, что не узнал об этом году в 1995..97, когда ассемблер еще был моим основным языком программирования... Довелось пообщаться живьем с такими людьми как Madminder, Xpeh, Psych, Игорь Чистик... Мой модуль, представленный в Multichannel Traditional Compo, высокого места не занял, но я получил сильный заряд "энтузиазма" и стимул продолжать писать в трекере и участвовать в мероприятиях демосцены.
Кстати, мое наивысшее достижение - первое место на белорусском DemoParty Twilight-2002 в номинации 4-канальная музыка. Это модуль "Rainy Town". Но тут я уже участвовал заочно.
Судьба распорядилась так, что мне довелось модерировать эхо-конференцию FIDO7.SOUND.UUE. Я старался поддерживать традиции, заложенные Риком и Манве (прежними модераторами)... Но к сожалению с 2000 года FIDO начало медленно, но уверенно разрушаться, а многие фидошники стали уходить в Интернет. Технический прогресс не стоит на месте, и технологии, на которых основано FIDO, устаревают, им на смену идут другие. В 2005 году конференция FIDO7.SOUND.UUE свое существование прекратила, а в 2009 году наш регион вообще выпал из FIDO. Впрочем, Top-5 этой эхо-конференции за 2003 год попали на CD журнала "Хакер", что меня тогда весьма порадовало...
В настоящее время техника шагнула далеко вперед, я обзавелся приличным "железом" - как звуковой картой, так и синтезаторами. Да и живьем группа "PS" стала одной из ведущих групп города. Стало можно писать музыку на профессиональном студийном уровне, осваивать новые сэмплеры, секвенсоры и прочие чудеса современного программного обеспечения...
А трекерная музыка, первоначально предназначенная для звукового сопровождения компьютерных игр и демонстрашек, свое практическое значение потеряла. Даже даже многоканальная 16-битная "образца 1999 года". Так же как и программирование компьютерной графики на ассемблере с целью "ужать" код в считанные килобайты. Современное аппаратное обеспечение позволяет не скупиться на память и быстродействие, и применять в играх музыку формата MP3. А трекерные модули и многие демосценерские графические этюды остаются лишь для любителей "спортивного интереса".
Hо я все-же по старой памяти возвращаюсь время от времени к трекерам, пишу в них музыку и выкладываю новые модули вот сюда: http://kiv.pp.ru/ps/oleg/
Hапример, вот самая поcледняя моя вещица - "Crazy Professor".