oleg_dunaev (oleg_dunaev) wrote,
oleg_dunaev
oleg_dunaev

Category:
  • Mood:
  • Music:

О трекерной музыке и не только.


Набрел тут по ссылке с сайта Демосцены на интересный ресурс с трекерной музыкой: http://www.modules.pl
Там можно найти трекерные модули всех популярных форматов, причем как легендарных авторов прошлого, так и тех, кто и сегодня пишет музыку в этих форматах. Я тоже загрузил туда несколько своих модулей...
Правда хочу предупредить - сайт не открывается Интернет Эксплорером.  Ставьте "Оперу", "Мозиллу", "Гном" - что угодно, только не IE !

А теперь немного воспоминаний о том, что это за музыка и как я с ней пересекся.

       Для меня музыка на компьютере началась в 1991 году. В то время самой распространенной конфигурацией компьютера был IBM PC AT с процессором I80286 12MHz, 1 Мег памяти, 40..80 Мег жестким диском и VGA дисплеем с разрешением 640x480 пикселей на 14-дюймовом мониторе. Операционной системой был конечно же MS DOS. Никаких источников звука кроме стандартной пищалки PC-спикера как правило не предусматривалось - звуковые платы типа Sound Blaster были чем-то полумифическим: все о них слышали, но мало кто видел.
       Владимирское КБ Радиосвязи, где я тогда работал программистом-ассемблерщиком, имело именно такие компьютеры, и мне в ряде задач приходилось программировать этот самый PC-спикер - заставлять его издавать разные звуки. Я искренне считал, что ничего кроме простейшей одноголосной мелодии через один бит не сыграешь... пока не увидел у моих друзей в Университете программу Scream Tracker 2. 
       Я был поражен, услышав как через пищалку воспроизводится почти нормальная музыка с ударными, с правдоподобно звучащими гитарами и даже голосами. Мне сказали, что при выводе музыки на PC-спикер используется так называемая широтно-импульсная модуляция. Файлы, которые проигрывал Scream Tracker, имели расширения MOD и STM, и содержали как нотную партитуру, записанную особым образом, так и инструменты - сэмплы, которыми эта партитура исполнялась. А когда я узнал, что Scream Tracker не только проигрыватель этих файлов, а еще и редактор - у меня как у музыканта "зачесались руки" что-то в нем сотворить.
      Так я начал писать музыку на компьютере. В моем распоряжении оказалось целых 4 канала и куча файлов, откуда можно было надергать различных инструментов. Как устроены эти самые инструменты, я не особенно интересовался - их было много, на любой вкус и стиль: ведь мои университетские друзья подключились к сети FIDO и качали трекерные файлы сотнями.
      Следующим шагом, подогревшим мой интерес к трекеру, стал "ковокс" (covox). Коллега по работе где-то прочитал, что упомянутый в списке звуковых устройств covox - это не что иное, как цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), подключаемый вместо принтера. Устройство было разработано и собрано по всем правилам в лучших традициях КБ Радиосвязи  - на микросхеме с усилителем-корректором, с разъемами и шнурами - и подключено к музыкальному центру. Какой же это был кайф - услышать с компьютера внятную музыку с басами и с правильными спектрами всех инструментов !
      Я активно писал музыку в Scream-трекере на четырех каналах примерно с 1991 по 1993 год. В это время я не играл живьем в рок-группе, и многие мои музыкальные задумки реализовывал на компьютере. Записывал я в виде трекерных модулей и некоторые песни тех групп, где я играл раньше. Один раз даже использовал трекер чтобы записать музыку, сочиненную одним старшим коллегой по работе - этот человек хорошо пел, но не владел толком никаким музыкальным инструментом. Он напевал мне мелодии,  я подбирал их на пианино, записывал нотами, а потом в трекере делал примерную аранжировку и показывал автору результат.  Он даже записал трекерные варианты на магнитофон, когда потребовалось показать песни в агенстве по авторским правам...
      Но от прогресса я тогда отстал существенно. Появившийся многоканальный Scream Tracker 3 (файлы S3M) оказался мне уже недоступен. Он не поддерживал ни PC-спикер, ни covox - только звуковые платы. Да и системные требования к компьютеру тоже возросли. А в тогдашних условиях финансового коллапса КБ Радиосвязи не могло позволить себе покупать новые компьютеры... Да что там компьютеры - зарплату-то не платили по полгода ! Наступило время перемен и передряг. Я уволился из КБ, работал в разных "фирмах" и "фирмочках".  Стало просто не до музыки. То надо срочно изучить объектно-ориентированное программирование, то вдруг потребовались знания по автоматическому управлению и регулированию, то по организации баз данных... Работы предлагали много, только вот денег не гарантировали. А личный компьютер так и оставался несбыточной мечтой...
     Впрочем, вернуться к компьютерной музыке в 1995 году мне помог все тот же Университет. Дело в том, что там задумали выпустить мультимедийный CD-диск к 1000-летию города Владимира. Под это дело у них появились ресурсы - несколько мощных компьютеров, MIDI-клавиатура и звуковая плата Gravis Ultrasound (в простонародии GUS). Меня привлекли к созданию музыкального сопровождения диска.  Я стал осваивать MIDI, и понял, что это гораздо круче, чем 4-канальный Scream Tracker. Особенно учитывая наикрутейший по тем временам редактор CakeWalk под Windows 3.xx . К тому же в Университете в это время появился Интернет, и я стал искать и качать MIDI-версии разных известных песен. А уж когда я раздобыл CUBIC Player и стал проигрывать MIDI-файлы на работе на имевшихся там простеньких Sound Blaster-ах с тем же качеством,  что и в Университете - я стал большим фанатом MIDI. Этому еще способствовало общение с городскими поп-музыкантами, использовавшими "железные" MIDI-секвенсоры для создания "минусовок"...
     К сожалению, общение с трекерными музыкантами у меня до 1997 года совершенно отсутствовало. Может быть поэтому мимо меня прошло и развитие трекерной музыки от формата к формату, от трекера к трекеру, и становление отечественной демосцены. До 2000 года я вообще не знал, что такое демосцена !
     Дело в том, что  основным средством общения отечественных трекерных музыкантов в то время была сеть FIDO, в которую я выходил лишь изредка через "лазейку" в университетской самодельной почтовой сети. Hо учитывая то, что я писал музыку, друзья стали пускать меня в FIDO напрямую - обмениваться MIDI-файлами через эхо-конференцию RU.MUSIC.UUE (некоторые мои файлы, посланные туда,  до сих пор "всплывают" в Интернете в виде рингтонов для мобильников и Караоке-файлов :-) ...
     А еще к ним ходила другая подобная конференция - FIDO7.SOUND.UUE - обмен и обсуждение музыки в трекерных форматах. Я как-то сунулся туда, вытащил некоторое количество файлов - и обалдел: трекерная музыка шагнула далеко вперед. К тому же практически все файлы без проблем проигрывались тем же CUBIC Payer-ом. Появились новые программы: Fast Tracker (XM-файлы), Impulse Tracker (IT-файлы) c возможностью использования огромного множества каналов и 16-разрядных сэмплов, появились интересные музыканты, появилось то,  что называется "тусовка".  Именно тогда я узнал таких людей как Tangerine, Manwe, Xpeh, Rick Murray... Я прочитал много интересного про особенности написания трекерной музыки, и интерес к ней разгорелся снова.
    Я скачал себе Impulse Tracker 2.11 - мне его интерфейс показался наиболее близким к знакомому мне Scream Tracker-у, отыскал  в интернете несколько интересных сэмплов, заcемплировал у друзей позаимствованную драм-машину ALESIS, написал первый мой многоканальный трекерный файл "Organist from 60ths" (август 1997 года) и послал его в FIDO7.SOUND.UUE. К сожалению, я не читал откликов на этот пост - я приходил в Университет очень нерегулярно - но, говорят, этот мой файл вызвал неслабую дискусию в кругах трекерщиков (сейчас я уже догадываюсь, почему).
    Переломным временем в моей жизни стала осень 1997 года. Во-первых, я устроился на стабильную и хорошо оплачиваемую работу (где работаю и до сих пор), а во-вторых - стал играть на клавишах в рок-группе "PS" (где и играю до сих пор). 1998 год в плане компьютерной музыки остался для меня совершенно пустым, потому как на работе мы вкалывали "не поднимая головы". Hо в 1999 году изменения коснулись и этой сферы - я наконец-то купил компьютер со звуковой картой и модем, и подключился к FIDO как самостоятельный пойнт.
    Весной 1999 года я нашел в Интернете трекер для Windows - ModPlug Tracker, и с ходу написал первый модуль, за который мне не стыдно до сих пор - "Voice of Nature". С этого момента я начал регулярно писать трекерную музыку, выкладывать ее в FIDO7.SOUND.UUE и участвовать в хит-парадах этой конференции. Поначалу меня сильно критиковали за "мидишность". И действительно было за что - я не использовал такие возможности трекера как NNA (поведение инструмента при нажатии новой ноты на этом же канале), воспроизведение сэмпла не сначала, "слайсер"  и т.п... Да и мышление, ограниченное набором из 128 стандартных инструментов General MIDI, сильно мешало.
   В феврале 2001 года я воочию познакомился с демосценой - принял участие в DemoParty MindResource-2001 в Москве. Я наконец-то увидел, что такое настоящее компьютерное искусство (Demo, Intro, музыка, графика), и очень пожалел, что не узнал об этом году в 1995..97, когда ассемблер еще был моим основным языком программирования...  Довелось пообщаться живьем с такими людьми как Madminder, Xpeh, Psych, Игорь Чистик... Мой модуль, представленный в Multichannel Traditional Compo, высокого места не занял, но я получил сильный заряд "энтузиазма" и стимул продолжать писать в трекере и участвовать в мероприятиях демосцены.
   Кстати, мое наивысшее достижение - первое место на белорусском DemoParty Twilight-2002 в номинации 4-канальная музыка. Это модуль "Rainy Town". Но тут я уже участвовал заочно.
   Судьба распорядилась так, что мне довелось модерировать эхо-конференцию FIDO7.SOUND.UUE. Я старался поддерживать традиции, заложенные Риком и Манве (прежними модераторами)... Но к сожалению с 2000 года FIDO начало медленно, но уверенно разрушаться, а многие фидошники  стали уходить в Интернет. Технический прогресс не стоит на месте, и технологии, на которых основано FIDO, устаревают, им на смену идут другие. В 2005 году конференция FIDO7.SOUND.UUE свое существование прекратила, а в 2009 году наш регион вообще выпал из FIDO. Впрочем, Top-5 этой эхо-конференции за 2003 год попали на CD журнала "Хакер", что меня тогда весьма порадовало...
  
    В настоящее время техника шагнула далеко вперед, я обзавелся приличным "железом" - как звуковой картой, так и синтезаторами. Да и живьем группа "PS" стала одной из ведущих групп города. Стало можно писать музыку на профессиональном студийном уровне, осваивать новые сэмплеры, секвенсоры и прочие чудеса современного программного обеспечения...
   А трекерная музыка, первоначально предназначенная для звукового сопровождения компьютерных игр и демонстрашек, свое практическое значение потеряла. Даже даже многоканальная 16-битная "образца 1999 года". Так же как и программирование компьютерной графики на ассемблере с целью "ужать" код в считанные килобайты. Современное аппаратное обеспечение позволяет не скупиться на память и быстродействие, и применять в играх музыку формата MP3. А трекерные модули и многие демосценерские графические этюды остаются лишь для любителей "спортивного интереса".
   Hо я все-же по старой памяти возвращаюсь время от времени к трекерам, пишу в них музыку и выкладываю новые модули вот сюда: http://kiv.pp.ru/ps/oleg/ 
   Hапример, вот самая поcледняя моя вещица - "Crazy Professor".
 


Tags: демосцена, трекерная музыка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments