Вчерашний вопрос дня: "Слушали ли Вы Цоя ?"
Некоторым это покажется странным, но Виктора Цоя я почти не слушал. И не то чтобы совсем не слушал - я смотрел "Ассу" и "Иглу", разные рок-музыкальные передачи, в которые включали группу "Кино", слышал записи у друзей... Hекоторые песни даже были у меня "на слуху", и я знал текст... Hо записей Цоя на моем магнитофоне не было никогда (в отличие, скажем, от "Аквариума").
Почему ?
Во-первых, музыка группы "Кино" казалась мне слишком простой и неинтересной. Особенно на фоне доперестроечного русского рока, ориентировавшегося на "прогрессив" и высокий исполнительский уровень ("Автограф", "Интервью", "Аракс", "Жар-птица", "Динамик"...). Hаверное я оказался одним из тех самых "ретроградов", не принявших новую волну, но популярность "Кино" и им подобных групп показалась мне шагом назад в развитии русского рока, чем-то вроде нашествия варваров: прогрессивно с исторической точки зрения, но жалко разбитую красоту и культуру.
Во-вторых процитирую самого Виктора Цоя: "Тот кто в 15 лет убежал из дома вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе". Это утверждение справедливо и в обратную сторону: "ботаник"-зубрила вряд ли поймет "уличного" парня. Несмотря на то, что я играл в рок-группе, я был классическим "ботаном" - зашуганным, закомплексованным, наивным. Те реалии, о которых пел Цой, его мировосприятие были для меня чужими. Hе было у меня его внутренней свободы...
Много позже я открыл для себя Виктора Цоя как поэта, но опять-таки скорее умом, чем душой.
В-третьих, несмотря на то, что Цой старше меня, он был все-таки певцом для более молодого поколения - тех, кто заканчивал школу в перестроечные годы и уже не играл в "комсомольско-молодежные" игры. Неформалы, тусовщики были органичной частью этого поколения. Среди моих ровесников у нас в провинции неформалов не было...
И при всем при этом я понимаю ажиотаж вокруг этого человека и совершенно не понимаю, когда поклонников "Кино" называют "говнарями". У каждого времени свои герои...
Почему ?
Во-первых, музыка группы "Кино" казалась мне слишком простой и неинтересной. Особенно на фоне доперестроечного русского рока, ориентировавшегося на "прогрессив" и высокий исполнительский уровень ("Автограф", "Интервью", "Аракс", "Жар-птица", "Динамик"...). Hаверное я оказался одним из тех самых "ретроградов", не принявших новую волну, но популярность "Кино" и им подобных групп показалась мне шагом назад в развитии русского рока, чем-то вроде нашествия варваров: прогрессивно с исторической точки зрения, но жалко разбитую красоту и культуру.
Во-вторых процитирую самого Виктора Цоя: "Тот кто в 15 лет убежал из дома вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе". Это утверждение справедливо и в обратную сторону: "ботаник"-зубрила вряд ли поймет "уличного" парня. Несмотря на то, что я играл в рок-группе, я был классическим "ботаном" - зашуганным, закомплексованным, наивным. Те реалии, о которых пел Цой, его мировосприятие были для меня чужими. Hе было у меня его внутренней свободы...
Много позже я открыл для себя Виктора Цоя как поэта, но опять-таки скорее умом, чем душой.
В-третьих, несмотря на то, что Цой старше меня, он был все-таки певцом для более молодого поколения - тех, кто заканчивал школу в перестроечные годы и уже не играл в "комсомольско-молодежные" игры. Неформалы, тусовщики были органичной частью этого поколения. Среди моих ровесников у нас в провинции неформалов не было...
И при всем при этом я понимаю ажиотаж вокруг этого человека и совершенно не понимаю, когда поклонников "Кино" называют "говнарями". У каждого времени свои герои...
Хотя иностранцев слушаю больше.
Тем не менее, считаю альбомы 45 и Нач Камчатки отличными образцами самопальной любительской (почти школьной) лирики.
А времени всегда нужны были "кумиры" - захавали и это.
Там Яшин как раз на этот вопрос отвечает.
От себя добавлю, что только методом перемен и неусыпного контроля над властью можно прийти к справедливому обществу. Как это делают в Европе и Америке. Лежа на печи получишь то, что мы в России получаем раз за разом.
Без того, чтобы иногда на старые грабли наступать, нигде не получалось. Мы на земле находимся, а не в раю.
Любит он "игры разума", вот если кто не знаком с Псалтирью, не узнает цитаты из неё в песне "Сестра".
А что касается говнарей, ведь таким словом называются люди, которые воспринимают музыку через ее статусность, то есть говнари и от арт-рока бывают. Узость кругозора - одна из отличительных черт говнаря. Роль Кино здесь такова, что поскольку группа музыкальной ценности практически не представляет, ее и ценят в большинстве своем за статус.
"Кино", "ДДТ", "Алиса", "наутилус Помпилиус", "Телевизор", "Чайф"...
"Парк Горького" в эту категорию не входит никаким боком - это чисто коммерческий проект, ориентированный на Запад...
Отличие перестроечного рока от доперестроечного - в условиях выхода из андеграунда. Перестроечный рок был практически неподцензурным. Доперестроечный вынужден был проходить прослушивание в худсоветах, придумывать какие-то ухищрения чтобы преодолеть цензуру. При этом плохо играющий коллектив имел мало шансов пройти, какой бы лояльный у него ни был репертуар...
А Парк Горького создавался ИМЕННО на волне перестройки как особый англоязычный проект. Каким бы коммерческим он ни был, редко какая из групп "русского рока" достигла таких результатов в музыкальном плане, как ПГ (например, на альбоме Stare - тут разве что с "Мир номер 0" или "Иначе" от ДДТ можно сравнить, или с несуществующим студийником по "Шабашу" Алисы - из перечисленных групп, конечно).
А что до прослушивания в худсоветах - да, тот рок тоже был доперестроечным, ну коли уж рок с 60-х пошел, не стоит мерять его перестройками. Я так полагаю, ты речь ведешь о второй волне ВИА (начало-середина 70-х), а не о Машине Времени ;)
Edited at 2012-06-26 02:05 (UTC)
То, что группы существовали до перестройки, еще ничего не значит. Важно КАК они существовали, какая аудитория их слышала. Одни ездили по стране с концертами, делали записи приемлемого качества, появлялись на радио и даже на TV. Другие сидели в таком глубоком андеграунде, что даже "квартирник" был для них изрядным событием...
Так вот я различаю тех, кто попал в первую группу до перестройки и тех, кто после.
Здесь есть одно небольшое исключение, запутывающее классификацию - Ленинградский рок-клуб. Hо на мой взгляд, это скорее расширение возможностей андеграунда, нежели полноценная легализация. Типа, "давайте отгородим для них резервацию, пусть резвятся на отведенной территории, главное чтобы за ее пределами не было никаких "пощечин общественному вкусу"..."
Доперестроечный рок в моем понимании это "Машина времени", "Автограф", "Круиз", "Динамик", "Карнавал", "Аракс", "Рок-ателье", "Диалог"... И даже такие группы как "Воскресение" и "Жар-птица", несмотря на то что не вышли до перестройки из андеграунда - тоже отнеcу туда же, они имели "полулегальный" статус...
Перестройка изменила отношение к рок-музыке: стало важно не то КАК люди играют и поют, а ЧТО они поют. Критики и журналисты стали раскручивать исполнителей по другому принципу, прежде всего тех, кто был "зеркалом" социально-психологической ситуации, выразителем мировоззрения молождежи, переставшей воспринимать всерьез идеологическую абракадабру КПСС/ВЛКСМ ... При этом на иcполнительскую некомпетентность иногда просто закрывали глаза... Я помню, как мне резануло уши пение мимо нот Бутусова на всесоюзном радио !... И впервые услышанный Цой мне тоже не приглянулся - ужасная дикция, диапазон "три ноты с половиной", примитивнейшая аранжировка...
Предвижу вопрос: "А что, доперестроечные рокеры воспринимали идеологию КПСС ?" Большинство, наверное - нет. Hо петь напрямую что-то сильно противоречащее устоям банально боялись, опасаясь потерять даже тот неширокий доступ к аудитории, который у них был... Отсюда и притчевость Макаревича, и "вневременной" лиризм "Воскресения", и использованиe стихов признанных поэтов прошлого...
Абсолютно любая рок-группа - явление в первую очередь социальное, а не музыкальное. Явлением музыкальным она может стать в силу того, что уже стала явлением социальным - а может и не стать.
Все панки писали социальные тексты. А социальным явлением (соизмеримого их текстам масштаба хотя бы) почти никто не стал (Секс Пистолз, ГО, ну и еще парочка.... Кино, в принципе, можно поп-панком считать). Майкл Джексон - однозначно крупное социальное явление, хотя как-то в роке и в критике общества не замечен. Вот так-то.
Edited at 2012-06-26 02:10 (UTC)
Точно.
Для меня русский рок с Цоя и начался. Школу я заканчивал в 1991-м.
Мне как раз песни типа "Эй прохожий, проходи!" очень не нравились, зато очень любил альбом "Ночь" и песни типа "Я бездельник", т.к. тема одиночества и свободы была для меня очень актуальна в то время, и ночь мне нравилась больше, чем день - людей меньше :)
Сейчас мои музыкальные вкусы радикально поменялись, но старые песни Цоя слушаю с удовольствием.
Еще - очень старый Аквариум, Янку, Майка и Башлачева.
Всё остальное отвернуло напрочь. ГО, Крем и такое прочее...