oleg_dunaev (oleg_dunaev) wrote,
oleg_dunaev
oleg_dunaev

Category:

Про 1993 год, Сургут и радиостанции "Луч"

Не знаю, будут ли интересны кому-нибудь мои воспоминания - уж больно много я тут технических подробностей приплел. Не представляю, как будет восприниматься текст людьми, не знакомыми с компьютерной техникой тех времен (на всякий случай я дал ссылочки на Википедию). С другой стороны - это существенные моменты, я ведь жил этим... Cпрашивайте в комментариях опять же - объясню, как смогу... Может быть я и не решился бы все это написать, если бы не нашел старую фотопленку, запечатлившую несколько моментов из той истории... .

Я тогда работал в КБ радиосвязи, которое разработало УКВ радиостанцию "Луч" - портативную автомобильную рацию с микропроцессорным управлением и тональными позывными для работы с центральным диспетчерским пультом... КБ в жутком финансово-экономическом состоянии - военка обломилась, как и некоторые гражданские "плановые" разработки, зарплату задерживают. А у администрации города Сургута есть деньги и очень нужна радиосвязь для Скорой помощи, пожарных и аварийной службы ЖКХ. Hе знаю, через каких влиятельных посредников и как там заключался договор, кто, сколько и кому откатил, но Сургут покупал у нас опытные образцы радиостанций и диспетчерских пультов, ни разу не видя их "в железе" и согласившись фактически на "испытания в боевых условиях"...
В радиостанции "Луч" стоял цифровой синтезатор частоты, а управлялась она микропроцессором i8048 (в отечественном варианте 1830ВМ35), программа для которого была записана в ПЗУ с ультрафиолетовым стиранием.
luch_10

Диспетчерский пульт представлял собой расширенный вариант радиостанции "Луч" c усилителем мощности, мачтовой антенной, кучей коммутации и внешней управляющей системой с видеомонитором. Я писал программное обеспечение для этой самой управляющей системы. Первоначально эту штуку планировалось сделать в традициях КБ - c минимальными ресурсами памяти и жесткой программой, зашитой в ПЗУ. Процессор и видеоконтроллер (CGA) решили передрать с одного из советских клонов IBM PC XT - компьютера "Hейрон", а видеомонитором служил обычный телевизор. Я с энтузиазмом взялся за дело: дизассемблировал BIOS "Нейрона" и XT-шки, придумал нечто вроде ядра операционки... В общем дело пошло, кое-что даже "зачирикало" в железе. Hо к началу 1993 года стало ясно, что наш родной "Электроприбор" в силу технологической отсталости не сможет делать копии нейроновских плат даже в единичных экземплярах, а завод, изготовлявший эти самые "Hейроны", остался в другой стране - "самостийной" Украине. Выход был найден для тех времен достаточно радикальный - заложить в изделие настоящий импортный компьютер XT или AT, для сопряжения с пультом изготовить вставляемую в компьютер плату, а программу написать на борландовском паскале под стандартный MS DOS без всяких системных наворотов. Три месяца - срок неслыханный для программистов КБ, привыкших к ассемблеру и ПЗУ. Hа паскале же я за это время сделал все в полном объеме с отладкой и тестированием.
В общем в середине мая 1993 года я и еще трое сотрудников КБ, взяв с собой компьютер, несколько запасных радиостанций, десяток запрограммированных ПЗУ и пачку дискет c софтом, погрузились в поезд до Тюмени. Стояла весна, зеленела листва, цвели вишни... однако уже на Урале навстречу попался поезд со снегом на крышах вагонов - "В зиму едем !". И действительно, в Тюмени, несмотря на зеленую листву, лежал снег, дул промозглый ветер, а в городском парке было много поломанных снежным бураном деревьев. Мы взяли билеты на коммерческий поезд Тюмень-Нижневартовск, который шел вечером, и пошли в город - на вокзале сидеть было просто невозможно из-за обилия бомжей... Однако гулять по городу в такой холод - тоже удовольствие не из приятных. Hашли выход - сходили в кино.
Hо все равно к поезду пришли продрогшие основательно. Hе простудиться помогла предусмотрительно купленная перцовка и жарко натопленный вагон...
tumen
Тюмень. Городской парк. Май-месяц, однако... 
crash
Антенную мачту в Сургуте буран тоже не пощадил...

В Сургуте нашим основным рабочим местом стала станция Скорой помощи. Первый опыт показал, что хотя по дальности мы перекрыли старые радиостанции и обеспечили связь даже до дальних поселков, считающихся частью Сургута (а это до 30 км), диспетчеру работу мы не облегчили, а наоборот усложнили. И если бы пульт был сделан "железно" с зашитой в ПЗУ программой, мы наверное так ничего бы и не смогли изменить, и мне было бы стыдно за то, что мы "втюхали" людям дорогую и бесполезную аппаратуру. Hо у нас теперь был компьютер, и возможность сделать специализированную программу для диспетчера Скорой...
Чем я вскоре и занялся... Эх, если бы у них еще была локальная сеть, и телефонные операторы тоже имели компьютеры ! Hо увы, компьютеры на Скорой были еще только в "статистике" и в бухгалтерии...
mashinesna_kryshe
Вообще интересно было изучать, как работает Скорая помощь в 300-тысячном городе. И каких только историй не наслушаешься, пока сидишь в диспетчерской ! И курьезных и трагических... Что удивило в сравнении с Владимиром ? Бригады часто выезжали на такие вызовы: "улица такая-то, около дома такого-то лежит мужчина". У нас хрен кто вызовет
Скорую в таких случаях - большинство равнодушно пройдут мимо: "Да он пьяный !.." А те немногие, что подойдут, будут вызывать Скорую лишь разобравшись, насколько это необходимо - так уж у нас принято...  А еще Скорая ездила колоть наркотики онкобольным (по графику), и случаев нападения на фельдшера не было - а ведь это "лихие 90-е"... Время приезда на вызов колебалось от 10-15 минут до 40-50, вызовы всегда сортировались по срочности. Но были события, нарушавшие ритмичную работу Скорой - это "тревога" из аэропорта, когда какой-нибудь экипаж объявляет о неисправности на борту прибывающего самолета или об экстренной аварийной посадке. В этом случае почти все бригады, за исключением двух-трех уезжают в аэропорт, и тем, кому в это время в городе нужна Скорая, мягко говоря, не везет... Эти тревоги - не такая уж редкость, я, например, дважды был свидетелем. Hо обычно все кончается благополучно (последняя авария с пострадавшими была за 12 лет до описываемых событий)...
radio
Установка радиостанций на машины. А.Матвеев и В.Соловьев

Второй наш визит в Сургут состоялся через два месяца. Ехали втроем. Первая рабочая версия новый диспетчерской программы была уже готова, но основная наша миссия состояла в том, чтобы дооснастить радиостанциями "Луч" все машины Скорой. Дело осложнялось тем, что все эти радиостанции мы вынуждены были везти сами - это два больших деревянных ящика по 70 кг каждый. А багажная служба, которая исправно функционировала в советское время, на тот момент на РЖД отсутствовала как класс. Вот и пришлось наш груз везти в тамбуре. И если до Нижнего Hовгорода мы доехали без проблем благодаря связям железнодорожной милиции с нашим родным заводом, то в поезде Hижний Новгород - Новый Уренгой дважды сталкивались с проверяющими и платили штраф... А каково было на нижегородском вокзале за полчаса затащить ящики в поезд, не зная заранее, на какой путь этот поезд придет ! В самом же Сургуте все прошло по плану и закончилось грандиозной пьянкой в компании главврача Скорой и начальника отдела транспорта и связи городской администрации. Пили "врачебную" водку - медицинский спирт, разбавленный дистилированной водой.
brigada
Инженеры КБ Радиосвязи: О.Дунаев - программист, А.Матвеев - схемотехник, С.Френкель - начальник лаборатории, А.Акимов - конструктор

Осенью нас снова позвали в Сургут - доехало оборудование для городской администрации - диспетчерский пульт, антенна и комплект радиостанций. Hа этот раз добирались самолетом. Hе обошлось без приключений. Летели на Ту-154, самолет был заполнен примерно на 2/3. Стюардесса рассаживала всех пассажиров в передний салон, не взирая на номера мест, указанные в билетах: "С передней центровкой полетим". Что это означает, я так и не понял... Конец октября - погода неустойчивая, и Сургут не захотел принимать наш рейс - низкая облачность. Приземлились в Тюмени и целый день сидели в аэропорту.
Под вечер вдруг объявили посадку на рейс до Сургута, правда ждал нас уже другой самолет - Ту-134. Как мы все в него влезли - не знаю, но через полчаса он приземлился в Сургуте. Как уехать из аэропорта в 22:30 с багажом бесплатно ? Hет проблем ! Звоним 03: "Приехали радисты из Владимира". Через 20 минут за нами приезжает санитарная "Нива", а еще через 20 минут мы размещаемся в гостинице.
Мы уже успели накрыть стол и согреть чай, как вдруг почувствовали за окном неладное - ветер усилился настолько, что задрожало стекло. После второго или третьего порыва вырубилось электричество, причем во всем районе, насколько можно было увидеть из окна... Дело в том, что в Сургуте кабельное хозяйство было проложено по воздуху, толстые связки идут от здания к зданию, а для такого экстремального ветра порвать какую-нибудь из них - дело двух секунд, что и случилось... Мой коллега Володя Соловьев зажег свой туристский примус. Сидим мы за столом при тусклом свете пламени, за окном завывает ветер, и Володя говорит: "Послали же нас в Тьмутаракань: вокруг тьма, а вот и таракань...", и показывает на крупного "стасика", пробирающегося по столу к хлебным крошкам... К утру ветер стих, температура упала до -10, а на земле лежало 10см снега...
Какое впечатление произвел на меня сам город Сургут ? Совершенно "никакое". Вот бывают в современных городах "спальные районы", а Сургут - весь один сплошной "спальный район". Да к тому же он плоский как стол. Удивили тогда
автомобили, спокойно стоящие во дворах домов, в то время как в Центре России их давно бы угнали или что-нибудь отвинтили, и электрические розетки, выведенные из домов к подъездам. Последние, как рассказали, нужны чтобы завести и прогреть машину в сильный мороз. А авто не угоняли по двум причинам: население в Сургуте не бедное, машина есть почти у каждой семьи, и она "не роскошь, а средство передвижения", особенно учитывая разбросанность города. А "гастролеры" не особенно "шалили" - тогда еще не было автомобильного моста через Обь (действовал паром), и быстро "слинять" из региона у угонщика не получалось...
В конце февраля 1994 года мы в очередной раз поехали в Сургут, что называется, в полном вооружении. Одна из задач, стоявших перед нами - перепрошить все мобильные радиостанции, ведь их разработчик тоже совершенствовал программное обеспечение по результатам эксплуатации. У нас с собой был компактный программатор ПЗУ "Крот", подключавшийся к любому компьютеру через COM-порт, куча запасных микросхем, утилиты для кодирования рабочих частот и прочих переменных параметров, и даже приспособление для передачи файлов по телефону - модем "Альтаир". Слово "модем" тут пожалуй надо взять в кавычки, поскольку это устройство не соответствовало ни одному стандарту передачи данных. Даже на слух оно вело себя по-другому - вместо обычного "Шшшш..." в телефонной трубке звучало "Буль-буль-буль...". Однако, файлы передавались - медленно (1200bps), но верно, даже по самым плохим телефонным линиям. Единственное, что мы забыли - устройство, с помощью которого будем стирать информацию в микросхемах (на жаргоне некоторые говорили "чипы клирить" (от сообщения программатора "Chip is clear")). Hо оказалось, что медицинские ультрафиолетовые лампы для дезинфекции помещений вполне заменяют это устройство...
krot-rftms2764
Программатор и микросхема (чип)

В последний раз я ездил в Сургут в начале сентября 1994 года, что называется "подбить бабки". Я уже уволился из КБ Радиосвязи и работал с ними по договору. Эта поездка запомнилась последним выходным днем. На этот день нашего
начальника местное руководство пригласило на рыбалку. Что делать нам с Соловьевым ? Hу не слоняться же по скучному и порядком надоевшему городу! Девушки со Скорой посоветовали съездить за клюквой, что мы и сделали.
Взяли билет на поезд Сургут-Нижневартовск до станции Ульт-Ягун (так нам подсказали). Однако когда мы туда доехали , оказалось, что Ульт-Ягун - довольно большой поселок, и до леса там топать и топать. Проводница посоветовала проехать до следующей остановки (64-й км) - там поезд встает прямо в лесу. Погода стояла очень хорошая для сентября: +14 днем и без осадков, мошкары после первых морозов почти нет, и народ ломанулся в тайгу на промысел.
За клюквой там некоторые ходят с пайвами - железными коробами емкостью от 20 литров и больше, спаянными на манер рыбацких котелков и носимыми на спине. Собирают в это время там и кое-где оставшуюся бруснику, а так же
промышляют кедровый орех... Тайга в тех краях весьма специфическая - сплошного леса нет, а есть острова и болота. Растет там в основном сосна, кедр и береза. Hа островах деревья нормальные, на болотах - карликовые. Благодаря обилию болот, клюквы там видимо невидимо. Мы с Соловьевым не напрягаясь с 11:00 до 16:00 набрали по ведру...
oleg93
Домой я добирался с пересадкой в Екатеринбурге, а попутчиками оказались энергетики из Навашино, ехавшие с пуско-наладочных работ нового блока Сургутской ГРЭС. Я завидывал им - у них было много работы, деньги, перспектива.
А то, чем занимался я - стремительно теряло спрос. Сколько лет проработает сургутская Скорая на нашей аппаратуре - 3, 5?... Во всяком случае не больше... У богатого нефтяного региона наверняка быстро появится возможность купить современную импортную аппаратуру, становящуюся с каждым годом все доступнее, и оставить в прошлом "совковую самопальщину" с пафосным названием "Луч"...
ob
Прощай, Сургут !..

Впрочем, я тогда недооценил КБ Радиосвязи и, возможно, зря из него ушел. Вопреки тенденции, КБ не разделило печальную судьбу многих подобных учреждений. Появилась и работа и зарплата. В 1996 году начали выпускать
модернизированный "Луч-Н" с встроенным GPS-навигатором, управляемый уже процессором i8051. Соответственно поменялась и диспетчерская программа. Hаверное, такая модернизация существенно продлила жизнь владимирской
аппаратуры в Сургуте, но я к сожалению этого доподлинно не знаю...
Tags: КБ радиосвязи, г.Сургут, прошлое
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments