oleg_dunaev (oleg_dunaev) wrote,
oleg_dunaev
oleg_dunaev

Categories:
  • Mood:
  • Music:

О прошлом. Группа "1108 год".

Решил я тут освоить технику создания электронной музыки на виртуальных синтезаторах и VST-плагинах. Hу и для примера взял одну песенку, написанную 23 года назад группой "1108 год", в которой я тогда играл - просто ритм и темп в ней очень подходят для превращения в нечто клубно-танцевальное... А вчера, возвращаясь домой c репетиции, в очередной раз "завис" у Рябинки в ожидании автобуса/троллейбуса - точно так же как бывало в 1990 году - и накрыла волна воспоминаний.
С группой "1108 год" меня познакомил в конце 1985 года один хороший приятель - поклонник распавшейся уже "Цитадели", моей первой рок-группы... Hадо сказать, что название "1108 год" (кто не в курсе - тогда считалось, что это год основания города Владимира) я слышал раньше - у нас в институте в профкоме висела их фотография и было написано, что они стали лауреатами какого-то всероссийского фестиваля аж в 1978 году...
1108_old
Правда на момент знакомства от старого состава осталось два человека - Владимир Люльчук (вокал, ударные) и Евгений Гарев (бас). Hа гитаре играл более молодой Игорь Мещанкин. А я занял вакантное место клавишника. Репетировали мы в Добром Восточном районе города, почти на самом выезде в сторону Нижнего Новгорода - в ДК Владимирского Керамического Завода. Директором этого завода был Филипп Иванович Люльчук - отец лидера группы, и это обстоятельство приносило свою материальную и моральную выгоду. Хотя ездить туда из нашего района было довольно далеко... Hесмотря на то, что группа была создана в Политехническом институте, Люльчук и Гарев заканчивали Педагогический. Первый работал учителем истории в моей родной школе N17, второй - в школе N14 и даже был завучем.
1108-1
Игорь Мещанкин, Виссарион Вайсброд (тот самый приятель, что нас познакомил), Владимир Люльчук, 1988 год.
В музыкальном отношении группа мне понравилась. Я отметил хорошую сыгранность ритм-секции и сильный голос Люльчука. Гитарист хотя и не обладал хорошей техникой игры, компенсировал это абсолютным слухом и талантом аранжировщика. Аппаратура в клубе по тем временам была на уровне: орган "Vermona Formation", синтезатор "Аэлита", ударная установка "Amati", усилители "Гармония-70" и "Венец", пульт "Карат"... Что мы играли ? Какой-то "средний" русский рок с уклоном в "новую волну". С нынешних позиций я бы сказал - "поп-рок". У нас не было длинных многочастных 
композиций, как в "Цитадели", в основном были "песенки"... Впрочем, мы неплохо играли регги - басист  Женя Гарев очень хорошо его чувствовал.
К сожалению фотографий группы сохранилось очень мало.
1108-86y
1986 год. После концерта в Загородном парке.
1108_politex
1986 год. На сцене Политеха.
Странные это были времена. Уже подули "ветры перемен" - пал "железный занавес", ослабла цензура, начали организовываться рок-клубы, в СМИ появился интерес к молодежной субкультуре. А официальная культура все так же работала в старых советских рамках, все так же художественная самодеятельность финансировалась через профсоюзы, а комсомол организовывал смотры и фестивали. Некоторые вещи с нынешних позиций выглядят дикостью, например графа "партийность" при регистрации в рок-клубе, особенно когда там стоит "член КПСС" (Люльчук и Гарев были партийными - учителей истории обязывали быть "носителями идеологии"). C другой стороны самодеятельные рок-группы могли выступать в лучших залах города, таких как Областной Дворец Культуры и ДК завода Точмаш, о чем теперь даже и мечтать не приходится. Однако фоном нарастало предчувствие грядущей катастрофы: в магазинах с полок постепенно исчезали товары, вводились талоны на продукты, в новостях появлялось все больше чернухи про армию, про Чернобыль, про сепаратизм, про партийную номенклатуру...
Одной из сторон перестройки в экономике было разрешение заниматься предпринимательством. Володя Люльчук обладал "коммерческой жилкой" - заядлый меломан-коллекционер, он имел контакты с фарцовщиками, покупал и продавал винил и аппаратуру, знал конъюнктуру. Hовая политика открывала новые возможности заработать деньги, в том числе и с помощью музыки, и Володя загорелся этой идеей. Для ее реализации сперва нужно было "осовременить" звучание группы - купить новую аппаратуру (учитывая "наши" скромные финансовые возможности, мы положили глаз на японские игрушечные синтезаторы -"самоиграйки"). А приобрести ее как раньше по безналичному расчету стало практически невозможно - "безналичный рубль" шел против наличного по курсу 2:1, а то и 3:1, ведь обналичить профсоюзные или заводские деньги мешало законодательство. В то же время кооперативщикам было позволено обналичивание (я помню, уже тогда, до приватизации, понял, какой "задницей" это обернется для нашей экономики!). Володя провернул эту операцию (естественно, с помощью отца!), и у нас появились "Casio" (не помню какой) и "Yamaha - PSS480". 
  С появлением этих инструментов у нас изменился и стиль - "1108 год" стал играть электро-поп. Соответственно из рок-тусовки мы выпали - рядом с металлистами и панками нам было делать нечего, они нас презирали. Зато мы могли совмещать свое выступление с дискотекой, что иногда и делали в "своем" ДК - это приносило небольшие, но реальные  деньги.
А еще мы подружились с профессиональной поп-группой, носившей просто антирекламное по нынешним временам название "МИДИ-поп"  (еще ссылка: http://vk.com/id143469074 ) и бывшей на своем уровне такой же "белой вороной" как и мы. Они тоже когда-то играли рок, причем довольно прогрессивный, имели музыкальное образование, и как музыканты были на голову выше нас . Они так же стали заниматься попсой чтобы заработать денег. Правда в отличие от нас, у них это был не дополнительный заработок - они с этого жили. И аппаратура у "MИДИ-поп" была фирменная (правда, несмотря на название, MIDI они не использовали). Получалось ли у них ? Hаверное не очень. Появление на Первом канале в "Утренней почте" у Николаева, ротация на радио и продажа кассет в сети киосков звукозаписи, и даже появление в саундтреке фильма Э.Рязанова "Дорогая Елена Сергеевна" - казалось-бы чем не раскрутка ? Однако публика не спешила их любить... Может быть название группу подвело ? А может быть при хорошем качестве эта поп-музыка была просто несовременна ?.. Во всяком случае публика предпочитала презираемый профессионалами, но очень органичный "Ласковый май"...  А участники "MИДИ-поп" позднее гораздо большего успеха добились на ниве звукозаписи и видеосъемки.
Похожие проблемы, только на местном уровне, были и у нас, плюс еще и наш непрофессионализм. Начав играть попсу, мы с одной стороны так и не избавились от оглядок на рок-музыку, с другой - совершенно не представляли себе, о чем должны быть песни, чтобы они и "не грузили", и не были бессмысленным набором слов... 
  Творческий процесс обычно происходил так: я включал какой-нибудь ритмический рисунок на "самоиграйке" и наигрывал "от балды" последовательность аккордов, говорил басисту, что я играю. Гитаристу говорить ничего не надо было - он все слышал и сразу находил правильные аккорды, и даже с красивыми дополнительными ступенями. И тот и другой могли внести свои поправки в последовательность аккордов: "А может лучше так ?...". Когда структура куплета более-менее "устаканивалась", Володя Люльчук открывал какой-нибудь сборник стихов и находил что-то, что ему казалось, можно под это спеть.
При том, что Володя обладал хорошими вокальными данными и мог придумать красивую мелодию, он имел один заметный недостаток - он часто неправильно интонировал песни с эмоционально-психологической точки зрения. Было такое впечатление, что Володя не до конца понимал то, о чем он поет. Хотя иногда у него все-таки получалось удачно "попасть" в песню... Впрочем, вот примеры (к сожалению оцифровано с "осыпавшейся" магнитофонной ленты 1990 года):
Зима
Слова
Плевок
Все закончилось в 1991 году. Володя охладел к музыкальному творчеству, а сфера его коммерческих интересов c дискотечно-попсового дела переместилась в сторону видеотеки и видеопроката. Последним ударом, добившим "1108 год", стала смерть Филиппа Ивановича Люльчука. Сын лишь на 10 лет пережил отца - Владимира Люльчука не стало в ноябре 2001 года. До кризиса 1998 года он был активным бизнесменом, после кризиса - спивающимся безработным, и к музыке больше не возвращался.


 
Tags: владимирские музыканты, группа "1108 год", музыка, прошлое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments