Это Шайба, в миру Андрей Агеенков, автор-исполнитель, лидер группы "Диплодоки" (ВКонтакте: http://vk.com/diplodokiband, Rocklab: http://www.rocklab.ru/view/groups/15609.html ) и ряда других проектов (например: http://vk.com/club37784688), энтузиаст панк-рока, пост-панка, пост-рока и разных андеграундных концептуальных экспериментов, предприниматель: хозяин магазинчика музыкальных инструментов и аксессуаров, хозяин репетиционной базы и концертно-клубной аппаратуры, сдаваемых в аренду, "продюссер" студии "Шайба Records". Харизматичен, пользуется уважением альтернативно-панковской музыкальной тусовки, несмотря на то, что большинство ее представителей годятся ему в сыновья...
Почему я пишу о нем в своем блоге ? Потому что я когда-то играл в "Диплодоках", каким бы странным этот факт ни показался людям, знающим мои музыкальные пристрастия. К сожалению у меня в личном архиве нет фотографий, иллюстрирующих эту историю, все, что тут показано - найдено в интернете.
Познакомил меня с Шайбой мой институтский приятель Алексей "Хрон" Чернявский. Это было зимой 1990-91 года за Башней. Есть у нас в городе на Козловом Валу водонапорная башня XIX века, внутри которой находится музей "Старый Владимир". По воскресениям в полдень за этой башней на аллейке вдоль забора Сада 15-и Республик собирались меломаны, фарцовщики, музыканты и просто тусовщики - продавать, покупать и обменивать виниловые пластинки и разный другой околомузыкальный товар. После того, как тусовка расходилась, часть народа шла в район Соборной площади - в Кофейню ("Чайная" и "Кофейная" были там, где сейчас ресторан "Старый город"), где общение продолжалось за чашечкой кофе, а иногда и за чем-нибудь покрепче, принесенным с собой. Hе знаю, напоминала ли эта атмосфера
питерский "Сайгон", но вкусы и предпочтения у Хрона и его друзей были явно оттуда: "Аквариум", Майк, Свин, T-Rex, Stooges, Stranglers, Лу Рид ("поздновато до Владимира Новая волна докатилась" - говаривали они)... Обсуждали музыку, обменивались записями, книгами, даже стихи кое-кто читал. Вместе с Шайбой в той тусовке были Боря Поликарпов и Дима Потехин - басист "Диплодоков". Реализовать свои творческие планы они пытались на базе ДК ВХЗ (ныне ДК Молодежи), где тогда репетировала группа с дурацким названием "Кайф на заре". Барабанщик Вадим "Черт" Слушков и гитарист "Кайфа" Алексей Барышев присоединились к "Диплодокам". Последний - еще одна живая легенда владимирского рока и заслуживает отдельного разговора.
Он уже тогда прекрасно играл блюз и блюз-рок, и в последствии занялся этим профессионально, став гитаристом N1 в нашем городе. Его хорошо знают на http://blues.ru и в соответствующих московских клубах, многие гитаристы Владимира учились у Алексея, а проекты "Мистерия" и "The Blackmailers" помнят и любят. Правда в течение последних нескольких лет "The Blackmailers" из блюз-бэнда плавно трансформировался в "Рекорд оркестр" ( http://blackmailers.blues.ru , ВКонтакте: http://vk.com/rekordorkestr ), играющий "зажигательную балканскую музыку". Профессионализма это нисколько не убавило, а круг почитателей расширило (в том числе и за пределами России)...
Но вернемся к старым временам. Первая песня, которую я услышал у "Диплодоков", называлась "Голые колени". По музыке это был блюз, где соло Алексей играл слайдером. В сочетании с вполне удачным текстом и энергетичным исполнением Шайбы, он напоминил мне творчество Майка Науменко. Я был не прочь поиграть такую музыку. Тем более, что играть было больше не с кем...
[Голые колени, запись 1992 г.]
Однако в творчестве Шайбы далеко не все складывались так удачно. Большинство текстов были чистым графоманством, а местами просто издевательством над русским языком. Петь Шайба тоже толком не умел. И если на репетициях он все-таки попадал в ноты, то на концертах, когда его "перло", он давал таких "петухов", что хоть уши затыкай... На первом месте была энергетика, харизма. Шайба умел производить на публику прямо-таки гипнотическое воздействие ! Справедливости ради отмечу, что 10 лет спустя он сумел примирить свой голос и свою бешеную энергетику, и лажать перестал...
Hа мой взгляд, в то время группу "вытаскивал" Барышев. Именно он превращал невнятно спетые под минимальное количество аккордов и непонятный гитарный бой песни в законченные произведения с определенной структурой и развитием. Хотя нужно ли было именно такое развитие панку-Шайбе - вопрос отдельный...
[Задумчивый ветер, запись 1992 г.] - вот он, панк-н-блюз !
Самым неприятным моментом в существовании "Диплодоков" было отсутствие постоянной репетиционной базы. Оставшаяся часть"Кайфа на заре" оставила базу в ДК ВХЗ за собой, и мы репетировали то в здании нынешнего ГУВД (не помню, какой организации оно принадлежало тогда), то на Музыкальной фабрике, то на платной основе в клубе завода "Электроприбор", то в совхозе "Тепличный"... И везде были разные клавиши, в основном - раздолбанные остатки советской материальной базы. Впрочем, мне приходилось только "фон держать" в некоторых песнях... Последняя и наиболее стабильная (на полгода) репетиционная база у тогдашних "Диплодоков" была в ПТУ N30 (рядом с ВЭМЗ), и той они лишились после проведения там подпольного панк-фестиваля (тогда "гости фестиваля" нанесли училищу реальный материальный урон)... Вообще я чувствовал себя в этой компании чужим - "прекрасный дилетант на пути в гастроном, того ли ты ждал, того ли ты ждал..."(c) Панк - это не мое мировосприятие и не мой стиль жизни. Hаверное поэтому я могу вспомнить лишь пару-тройку эпизодов моего "тусования" с "Диплодоками", и наверняка я опишу совсем не те моменты,
которые вспомнили бы другие участники событий.
Первый - фестиваль в городе Юрьев-Польский весной 1991 года. Это был не рок-фестиваль, там присутствовал и джаз, и сыгранная живьем попса. Вполне естественно, что Шайба остался не понятым, несмотря на великолепное соло Барышева. Жюри поставило ноль, а джазовые музыканты недоуменно пожимали плечами. Лауреатами стала группа "Авокадо" во главе с поп-певцом N1 города Владимира Алексеем Молдалиевым (который летом этого же года стал лауреатом "Юрмалы"). Hо впечатление на меня произвел не солист, а пианист, да и вообще классно сыгранный инструментал... Профи есть профи. Я понял, что мой уровень - ниже плинтуса. "Диплодоки" же по поводу нулевых оценок особенно не комплексовали и говорили, что фестивали нужны не для того, чтобы "пиписьками меряться", и что жюри - это пережиток "совка". Мы переночевали в комнате отдыха общаги, куда нас "вписали" организаторы, выпили прихваченный с собой андрюхин самогон ("Ничего, что запах крут, зато какое воздействие!"(c)) и посмотрели по телевизору знаменитый концерт Роджера Уотерса и Ко на обломках Берлинской стены. Hа второй день фестиваля мы не остались - утром уехали во Владимир...
Зато через год мы попали на "правильный" фестиваль в Муром. Второго подобного мероприятия я не припомню - уже неформальное, но еще некоммерческое! Фестиваль проходил в ДК им. Маяковского, можно сказать, на базе маститой муромской группы "Эпицентр". Организаторами были какие-то девчонки - активистки рок-тусовки. Никаких "управлений по борьбе с молодежью" и прочих "комсомолов" - и близко не было.
Ехали мы c "группой поддержки". С нами были Хрон, Боря Поликарпов, Надя(нынешняя жена Бори), Дима Киреев и еще одна легенда владимирского рока - Серж "Владимирский Тихий Зайчик" Овечкин, к сожалению ныне покойный.
Среди участников в афише значились "Манон Леско (г.Москва)" - оказывается это и были Серж с Борей. На автовокзале нас встретили, проводили "на флэт" - на ночлег участников вписывала одна из организаторов... В клубе публики было много - почти полный зал. Однако, совсем не было милиции. Да и публика была другая, нежели во Владимире. Если в областном центре основу составляли металлисты, то в Муроме преобладали панки. Причем панки почему-то не были агрессивными и ничего в клубе не сломали.
Я не помню, что за группы там выступали, но помню, что публика очень холодно приняла "Эпицентр", игравший арт-рок в стиле "Автографа" - это была "модель вчерашнего дня", "заумство и занудство". Зато когда на сцену вышла одна из организаторов фестиваля - некая Лера Ревина, и спела под акомпанимент "Эпицентра" что-то из Янки, Цоя и Майка - раздались возгласы одобрения.
Настала очередь Сержа. Он к этому времени уже был в изрядном подпитии, на сцене его "перло и колбасило" - он то разгонял, то замедлял темп почти каждой песни, а злой и трезвый Боря пытался поймать ритм, играя на бонгах. Когда и где еще мог спеть абсолютно расторможенный Серж перед таким количеством народу! У него же почти ни одной песни нет без "ненормативной лексики"... Hароду, кстати, понравилось. За кулисы приходили местные и спрашивали: "А где же ваш Мамонов ?" А "наш Мамонов" после выступления "догнался" и спал себе в уголке...
Вообще про Владимирского Тихого Зайчика нужно писать отдельный пост, и не мне это делать - я не был в достаточной мере знаком с его творчеством, хотя его искреннее юродство-скоморошество мне понравилось... Вон Хрон, например, считает, что творчество Сержа - единственное, что заслуживает внимания из всей владимирской рок-музыки.
[Кое-что о Сергее Овечкине можно найти здесь: http://lesko2007.livejournal.com/tag/тихий%20зайчик ]
Хедлайнероми муромского фестиваля были "Диплодоки", и это было лучшее выступление за все время существования того состава. Звукооператор "Эпицентра" выстроил идеальный звук. Клавиши, на которых я играл, были сделанным на заказ клоном Korg Poly-800, Барышеву достался приличный гитарный комб, а у барабанов была полная подзвучка. Публика уже изрядно "подогрелась", и когда зазвучал рифф в стиле Dire Straits и Шайба запел: "Если тебя нашли на помойке - это лишь повод к колоссальной попойке..." - зал просто пришел в неистовство...
[Мы с тобою в мире одни... Запись 1992г.] - к сожалению упомянутую выше песню не нашел...
А еще на муромском фестивале мне запомнилось "AfterParty" в закулисном помещении с большим накрытым общими усилиями столом - с домашними солениями и окской воблой...
К середине 1992 года я ушел из "Диплодоков" - я был там лишним, к тому же без собственного инструмента... Однако, в записи последней на тот момент программы "Диплодоков" я участвовал. Запись производилась на профессиональном оборудовании в "MIDI-тон студии" у Михаила Качанова (группа "MIDI-поп"). Мне довелось поиграть на Korg M1. Для Качанова это был первый опыт записи группы с живыми барабаными, поэтому он взял не очень много денег за запись.
А когда записывали вокал, Миша восхищался энергетикой Шайбы и сравнивал его с Джо Кокером (не по вокалу, конечно, а по поведению перед микрофоном :-). Запись по тем временам получилась очень даже неплохая, хотя это вряд ли будет слышно по тому, что удалось сохранить и оцифровать. Вот редкая запись, сделанная позже уже с современным качеством, но практически повторяющая 1:1 ту самую аранжировку:
[ Белое сердце ]
Еще через полгода из "Диплодоков" ушел Алексей Барышев - делать и продвигать свой собственный музыкальный проект, а Вадик Слушков попал в "места не столь отдаленные"...
В следующий раз я пересекся с Шайбой в 1995 году на записи альбома "Дальше". Записывался он у Андрея дома на два катушечных магнитофона, переделанных на 38-ю скорость. На бас-гитаре играл все тот же Дима Потехин, а на гитаре - Дима Нагорный (ныне - известный звукооператор). Моей основной задачей было программирование драм-машины "Alesis". Кстати, хорошая по тем временам была машинка, звук очень похож на настоящие барабаны. На пару песен Шайба раздобыл клавиши - какую-то самоиграйку Yamaha, и я даже попробовал засинхронизировать инструменты по MIDI, записав одну из партий в секвенсор самоиграйки, например вот в этой песне:
[Сны забытых машин. Запись 1995г.]
А потом наши с Шайбой пути окончательно разошлись. Я нашел себе группу, исполняющую "традиионный рок", где играю и по сей день, а Шайба продолжил "пахать свое поле" под названием "Владимирский рок-андеграунд" и в этом весьма преуспел.