oleg_dunaev (oleg_dunaev) wrote,
oleg_dunaev
oleg_dunaev

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Андрей Коротченков и группа "Старик и more"

Есть хорошие авторы и исполнители, недооцененные публикой, не услышанные вовремя критиками и промоутерами. Вспоминая их, испытываешь сожаление: "Hу почему они свернули свое творчество, толком не раскрутившись!" или "Почему они не сделали хороших студийных записей!"
Вот один из таких людей:
Krortche_1Krortche_2
Это Андрей Коротченков - поэт и музыкант, рок-бард, лидер групп "Молоко" и "Старик и more", по основной специальности - контрабасист симфонического оркестра.

Впервые я увидел его в 1996 году на сцене рок-фестиваля в поддержку партии "Яблоко". Концерт проходил в ДК ВТЗ (ныне ДК Профсоюзов). Выступали все основные владимирские команды: "Карабас-Барабас", "Улица Герцена" во главе с Левшой Ветхим, "Немо" (переименовавшийся в "Мандрагору"), "Постскриптум" (ныне "PitStop"), Шайба с обновленными "Диплодоками"... Появившаяся среди них новая группа "Молоко" запомнилась сразу. Она отличалась бережным отношением к звуку, хорошим профессиональным уровнем музыкантов и какой-то особенной лирической аурой. Главным достоинством фронтмена группы Андрея Коротченкова был не сильный вокал, не драйв и харизма, и не психоделический "гипноз" - его "оружием" был поэтический образ, идеально сочетающийся с музыкой. Не все песни воспринял я на том концерте, все-таки живье есть живье, и при первом прослушивании не все слова улавливаешь, но одна песня цепанула сразу же. Вот эта:
[ Считалочка (Энике-Бенике). Запись 1997г. ]
Яркий поток образов, рисующий в воображении картину-коллаж, подобный "Мистерии XX века" Ильи Глазунова... Кто-то из моих знакомых охарактеризовал такой стиль как "зарифмованный поток сознания". Так или иначе, во Владимире я еще такого не слышал. В 1997 году "Молоко" записывает альбом на местной студии "Тральфамадор" Дмитрия Глушкова.
glush(3)
Дмитрий Глушков. В настоящее время - ведущий звук-менеджер Владимирской области, специалист по концертному звуку. Записями больше не занимается.
Я приобрел эту кассету в музыкальном магазине "У Бабули" и наконец-то внимательно прослушал все песни. Блюз, босса-нова, регги, мягкий фанк, красивая джазовая гармония... Я погрузился в мир образов и ассоциаций - мало кто из известных мне рок-музыкантов умеет "рисовать" так ярко и интересно. У Андрея свой узнаваемый поэтический почерк, и мне он понравился. А вот эту вещь я считаю одной из лучших песен о любви в русском роке:

[ Расплавленное расстояние. Запись 1997 г. ]

Возьми мою радость себе, повесь на стене как картину,
Сметай иногда с нее пыль, снимай паучков с путиной.
А мне подари свою грусть, припрятанную в приданном -
Я научу ее петь протяжно, долго и странно.
Если захочет пить - я заварю ей чая,
Буду ее развлекать, ложечкой в чашке играя...

Мы будем смотреть в окно на снег под тремя фонарями,
Смотреть по ночам кино, и утром проснемся друзьями.
Оставь при себе биг-бит - мне хочется тихих блюзов,
Пить теплое молоко с воздушною кукурузой,
Любить твою тихую грусть и глохнуть ночью от шепета,
Будто боясь разбудить уставшего старика Хохота...

Любовь не умеет кричать - туберкулезно бледная,
Она продолжает молчать на паперти нищая, бедная.
Она ждет, когда подадут, хотя сама есть подаяние,
Меланхолический вирус, расплавленное расстояние...

Как-то в 1998 году группа "Молоко" играла в прямом эфире радио "Стиль" (была такая местная FM-станция во Владимире). Я слышал эту передачу, и не заметил в ней ничего особенного - такой же выверенный звук, такая же лирическая подача... Позже радиоведущий "Стиля" Олег Беспалов рассказал мне, что барабанщик "Молока" Костя Жданов играл не на барабанах - на книжках и коробках из-под чипсов "Pringles", настоящим был только хай-хэт...
Я не знаю, почему распалась группа "Молоко", но в рок-фестивале "Кульминационный проект" в 1999 году Андрей Коротченков участвовал уже как автор-исполнитель под акустическую гитару. Фестивальная публика его не поняла - и это не удивительно. Подогретые пивом подростки, только что отрывавшиеся под жесткий рок-н-ролл группы "Чуфелла-Марзуфелла" или под гранж "Шести пяток" - будут ли они воспринимать тонкую интеллектуальную лирику, да еще и в акустическом варианте ?..
А вот то, что выступление Андрея Коротченкова в Черном Ящике на Новой Сцене было всего один раз и не имело должного резонанса - для меня загадка. Это ведь традиционная для бардов концертная площадка, где любят и ценят поэзию. Может быть, пуская рок-музыкантов в зал, руководство "Hовой сцены" не оповещало свою "обычную" аудиторию ?Если это так, то зря...
Записать в студии акустическую программу Андрею помог опять же глухорежиссер Звучков (c) звукорежиссер Глушков.
Так появился его сольный альбом "Пешеход", где эта самая образная лирика пробирает "до мурашек". Вот три песни оттуда:
[ Кенгуру. Запись 1999 г. ]
[ Отпечаток лета Запись 1999 г. ]
[ Эскиз. Запись 1999 г. ]
Как-то в конце 1999 года я спросил Андрея, когда и где можно будет его услышать. Он ответил что-то о том, что играть по большому счету не для кого...
Hо оказалось, что это не конец истории. В конце 2002 года Андрей Коротченков возродил группу уже под новым названием - "Старик и more". За исключением басиста, в ней играли те же люди, что и в "Молоке".
9y039y02
Андрей Коротченков - вокал, гитара, Сергей (Флойд) Швагирев - бас, Дмитрий Колесов - гитара, Константин (Гамлет) Жданов - ударные
На первом же концерте в Областном Доме Работников Искусств (ОДРИ) кроме старого репертуара "Молока" и нескольких аранжированных песен из акустической программы Андрея, они сыграли кое-что совсем новое. Hапример, песню с нестандартным взглядом на события Великой Отечественной Войны:
[ Сталинград (Nevermore) Запись 2003 г. Live ]
На владимирской сцене появилась группа профессионального уровня с яркой индивидуальностью. При этом они стали в музыкальном отношении интереснее старого "Молока". Вот пример, где играется прямо-таки прогрессив-рок:
[ Март (Грязный). Запись 2003 г. Live ] - - "отрезанная" на записи первая строка: "Полные окна весны.."
В репертуаре группы стало больше песен в стиле регги. Даже некоторые старые вещи были пересмотрены и переаранжированы. Вот очень характерная для группы "Старик и more" песня (c очень характерным текстом в стиле "зарифмованный поток сознания") :
[ Девять нулей. Запись 2003 г. Live ]
"Старик и more" играли на фестивалях "Пятый угол" и "Шестеренка" в ОДРИ, были гостями на юбилее группы "PS(PitStop)", выступали на разных "коммерческих" площадках ("Бегемот", "Контрабас" и т.п.). Бывали они и в московских клубах. Только вот раскрутка что-то не шла...
На мой взгляд, причин этому несколько. Во-первых сложность материала и ориентированность на продвинутую аудиторию. Во Владимире "своего" слушателя они нашли, но его оказалось мало - примерно 100..150 человек, регулярно посещающих их концерты. Вот если бы "свои" слушатели появились в Москве !... Но это процесс долгий, постепенный, может потребовать многих концертов себе в убыток. А времени и денег для этого у группы не было...
Во-вторых, басист и барабанщик "Старика и more" параллельно работали в группе "The Blackmailers" - проекте раскрученном и востребованном, а следовательно для них более приоритетном.
Во-третьих, у "Старика и more" не было хорошего администратора, такого как Алексей Макаров у The Blackmailers или хотя-бы такого, как Вадимыч у "PS(PitStop)". Некоторое время функции администратора "Старика и more" выполняла Рита, жена Андрея Коротченкова, но как-то не слишком удачно... Вот если бы их в Москве услышал какой-нибудь влиятельный человек, которого бы "торкнуло" творчество Андрея, или если бы нашелся спонсор на запись их альбома в 2004 на хорошей студии !... Hо увы... Не помогли ни кавер-версии в репертуаре (инструменталки "Acoustic Alchemy"), ни песни с более "доступным" текстом ("Рубашка в клетку", "Не убий растамана"), ни введение в состав виолончели.
Группа "Старик и more" распалась в 2005 году, когда гитарист Дмитрий Колесов начал играть в коммерческом проекте "Noki" (кстати, этот проект потом очень быстро развалился).
По большому счету профессионализм музыкантов и погубил группу. Люди, у которых специальность по диплому и основное занятие - музыка, должны этим занятием зарабатывать себе на жизнь. При этом тратить время и свои способности на заведомо убыточный проект "для души" для многих из них - непозволительная роскошь. Гитарист Дмитрий Колесов поступил в Гнесинку, и наверное ее закончил, и работает где-то в Москве. Костя Жданов и Сергей Швагирев продолжили играть в группе "The Blackmailers", превратившейся в "Рекорд Оркестр", и в ряде других коммерческих проектов. Андрей Коротченков сейчас живет в Новосибирске и работает в Оперном театре. Пишет ли он песни - я не знаю...
Вот текст одной из песен последней программы группы "Старик и more". Запись, к сожалению, такого качества, что выкладывать нельзя...

Hа холмах Грузии.

Hа холмы Грузии легла ночная мгла,
Собаки воют, лают с каждого двора,
Моргают окна телевизором на редкий забор,
И в каждом доме ждут, когда же он, решающий гол...
Забери меня отсюда !
Я больше не смотрю американский футбол.

Мне не хватает невесомости полярных ночей,
Мне мало знания, кто свой, а кто ничей,
Радист трясется в лихорадке, получая приказ:
"Hам обещают беспорядки, вызываю спецназ..."
Забери меня отсюда !
Здесь в обиходе отравляющий газ.

Hа крашах снайперы, дорога снова стала большой,
Чалма красива, что случится с чалмой !
Сосед по комнате читает Коран,
Он сын Степана, он Степанов Степан,
В каждой маленькой квартире АК-74...
Белняга Элвис, собирай чемодан !

В тумане моря ищет счастья патруль,
А лучше гор бывает только июль,
Июль на полюсе планеты Москва.
Hо, друг мой Элвис, где твоя голова ?
Hе заметав приближенья, не препятствовал движенью...
Hа холмы Грузии легла ночная мгла.



PS. Многое из того, что я тут написал, очень субъективно. Может быть я просто фанат творчества Андрея Коротченкова и группы "Старик и more", и кому-то мои восторги покажутся странными...
Tags: Коротченков, владимирские музыканты, группа "Старик и more", музыка, прошлое
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments