Oleg_2012

Дела давно минувших дней. Группа "Цитадель" (часть 1)

Сложно будет написать о событиях 30-летней давности, ничего не переврав и не приукрасив.. Hо я постараюсь, тем более, что я откопал в своих архивах газету той поры и записную книжку с точными датами выступлений "Цитадели". А еще благодаря барабанщику первого состава Льву Самсонову есть некоторое количество оцифрованных фотографий.
WolfOl_Alex

Александр Волк, Олег Дунаев, Александр Заболотский

Lexa_EdLeo
Алексей Семенцов, Эдуард Рантала, Сев Самсонов

Итак, год 1981. Я студент первого курса Радиотехнического факультета (РТФ) Владимирского Политехнического института. Глядя с современных позиций - домашний мальчик из семьи простого советского инженера, "ботаник",  жестко контролируемый родителями, застенчивый, худенький, неспортивный, закончивший "из-под палки" музыкальную школу, увлеченный радиоэлектроникой... Правда еще одно увлечение - рок-музыка - расширяло возможности общения со сверстниками, а опыт игры в школьном ансамбле помог даже  немного самоутвердиться.  Но все равно я был наивным романтиком с хорошо промытыми комсомолом мозгами и отсутствием реального жизненного опыта. Не имея "блата" и приличных денег, я одевался в то, что свободно продавалось в магазинах, и поэтому выглядел совершенно не модно, не стильно. Импортная и советская "подпольная" рок-музыка мне была не слишком доступна - песни переписывались у друзей в основном с магнитофона на магнитофон, а пластинки мне не доверяли из-за отсутствия у меня "вертака" высокого класса. Правда кое-что из рок-музыки можно было найти среди "официально изданного" - на пластинках фирмы "Мелодия" и звукозаписывающих фирм социалистических стран, и в этом плане у нас был хороший источник - нотно-музыкальный отдел Юношеской библиотеки (на ул. Красноармейской)...  Информацию о музыкантах мы черпали в основном из журналов "Ровесник" и "Музыкальная жизнь", где регулярно печатался Артемий Троицкий.
Мы со школьным приятелем Сергеем Кушнаревым, наслушавшись и начитавшись всего этого, пытались сами что-то сочинять.
Кушнарев
Сергей Кушнарев. Фото 1982 г. Поэт, бард, в настоящее время пишет тексты владимирским поп-музыкантам (например, А.Молдалиеву). Основная профессиональная деятельность с музыкой и поэзией почти не связана.

Я садился за пианино, Серега брал гитару и свои наброски стихов, которыми я не переставал восхищаться... Мы экспериментировали с разными последовательностями аккордов, придумывали инструментальные партии и мечтали сыграть это на чем-нибудь "фирменно звучащем"...  Мы представляли себя кем-то вроде "Пинк Флойд" в начале своего пути, мы играли в рок-музыкантов, как мальчишки играют в войну, как "толкинутые" играют в эльфов и хоббитов:
"Перед тобой стена, закрывшая весь свет,
Всю жизнь ты ищешь дверь в стене,
Ты болен, ты устал, не знаю сколько лет
Живешь ты как в бредовом сне..."
или
"Вы в королевстве кривых зеркал
Средь моря бреда мирского,
И знает каждый, кто здесь побывал,
Что лживо здесь каждое слово..."

Но вернемся в институт... Осенью в актовом зале нашего Политеха проходил какой-то фестиваль художественной самодеятельности. От РТФ участвовала настоящая рок-группа, которая и стала потом основой "Цитадели". И песни у них были примерно в том же духе, что писали мы с Кушнаревым ! А состав команды был следующий:
Александр Волк - бас, вокал,
Александр (Блэкмор) Заболотский - гитара,
Олег Леднев - гитара,
Сергей Логачев - вокал,
Владимир (Малыш) Медведев - клавиши,
Александр Осекин - ударные...
Среди сыгранных ими песен была вот эта:
[ Линия судьбы. Запись 1983 г. ]
А на смотре самодеятельности первокурсников, где я аккомпанировал КВН-овскому выступлению однокашников, Саша Волк сидел в жюри. Он-то и позвал меня в начале 1982 года в новый состав факультетской рок-группы. Я не знаю, как и почему расформировали старый состав, но группа теперь выглядела так:
Александр Волк - бас, вокал - (2 курс),
Александр Заболотский - гитара - (2 курс),
Алексей Семенцов - вокал - (3 курс),
Эдуард Рантала - гитара, вокал - (3 курс),
Лев Самсонов - ударные - (3 курс),
Олег Дунаев - клавиши - (1 курс).
Аппаратурой заведовал Евгений Столярчук.
Eugen
Я уже писал в своем блоге о нашей аппаратуре и об этом человеке: http://oleg-dunaev.livejournal.com/35557.html
Репетировали мы обычно в каморке за актовым залом, но иногда выставлялись и в зал - очень важно было найти правильный звук. Первоначально на репетициях мы прикидывали, кто что знает и умеет, делали песни "Машины времени", "Землян"... Hо на "Студенческую весну -82" (это такой ежегодный фестиваль худ.самодеятельности) нужно было что-то свое, причем с "правильным" пафосом. И тогда я показал одну из наших с Кушнаревым композиций - она была принята. Другую песню - "Девочка" - принес Заболотский.  Я до сих пор не знаю, чьи это стихи, но стихи классные. Плюс ко всему в этой песне была предусмотрена блок-флейта - Алексей Семенцов умел на ней играть...  Третья песня была тоже из кушнаревских - "Добрый город мой" (а между прочим, мелодия этой песни, записанная мной на секвенсоре "самоиграйки",  была с 1990 по 1996 год заставкой Владимирского TV !). Для связки песен в единый концептуальный блок Эдик Рантала придумывал предисловия,  "направляющие мысль в нужное русло" (чаще всего чтобы у идеологических работников не возникало претензий к неоднозначным текстам песен). Этому блоку даже звучное название было найдено - "Штрихи эпохи"... Вот с таким материалом и вышла группа "Цитадель" на сцену "Студенческой весны-82":
1982
"Цитадель" на "Студенческой весне-82"
[Рождественская ночь. Запись 1983 г.]
[Девочка. Запись 1983 г.]
[Город. Запись 1983 г.]
Выступление "Цитадели" понравилось и публике и начальству, а РТФ занял первое место на фестивале. В конце мая мы выступили на избирательном участке в корпусе "Р" (на пр.Строителей), сыграв кроме своих еще и песни "Машины времени" и "Землян"... и все, сезон закрылся. Ведь студенческая самодеятельность функционирует "от сессии до сессии", а летом зачастую тоже некогда - многие разъезжаются по Студенческим Строительным отрядам. Тогда ведь летом на стройке можно было неслабо заработать как денег, так и "баллов" в социальной лестнице...
Короче, на следующую репетицию "Цитадель" собралась уже в октябре. Вспомнили основательно забытые старые песни и начали делать новые, с прицелом на "Студенческую весну-83" и ту же концепцию "Штрихов эпохи". Одна подходящая песня нашлась опять-таки у Сергея Кушнарева. Называлась она "Король Страх", и сделали
мы из нее тяжеленный блюз со всякими инструментальными "интермедиями":
"Хозяин черепов, владыка подземелья,
В тени его полков лежит его империя,
Он волен выбирать объект для развлечений,
Желая в смерть играть, не зная опасений... "
Но песня была конечно же антивоенная:
"Страх завладел Землей, и обыватель каждый
Хранит характер свой в насилии бумажном -
В газеты углубясь, дрожит при сообщениях
О том, что можно ждать нейтронного вторжения..."
C нынешних позиций легко смеяться над идеологической зашоренностью и наивностью, или думать, что все это писано не от души, на заказ... А между тем, очень многие на самом деле верили в "натовские агрессивные планы" и боялись ядерной войны. Бывало, и мне снились кошмары в виде ядерного гриба над городом Владимиром...
В ноябре 1982 года "Цитадель" выступила в ДК завода "Точмаш" на концерте для первокурсников. Сыграли очень плохо, получили, что называется, "холодный душ". Для себя сделали выводы: на сцене нужно быть абсолютно трезвым, как за рулем; саундчек должен быть основательным, и вообще лучше всего играть на своей аппаратуре, какую бы хорошую аппаратуру ни предлагал клуб...
Вообще вот на эти "грабли" с чужой аппаратурой и мы, и многие другие владимирские рок- и поп-группы того времени попадали постоянно. Дело в том, что не было единого стандарта на звуковую коммутацию - одни уже перешли на "джеки", другие оставались на советских разъемах с неоднозначным стандартом распайки. У многих были самодельные усилители, у кого-то - старая ламповая техника, которая будучи неправильно соединенной с новой транзисторной, могла последнюю просто сжечь... На ежегодных городских смотрах вокально-инструментальных ансамблей доходило до смешного - на сцене стояли 12 стоек c микрофонами в три ряда и 5 гитарных комбиков ! Естественно, что в такой обстановке мы внятно не звучали и дипломов не завоевывали... Зато у себя в институте, когда звук был всецело в руках Евгения Столярчука, каждое выступление проходило на "ура!". Hе стала исключением и "Студенческая весна-83". Одним из элементов, обеспечивавших звук был вот этот "монстр", что стоит позади басиста:
BBK
ББК (Большая Басовая Kолонка) и "Барклай"
Усилитель - ламповый (4шт. ГУ-50), изготовлен А. Семенцовым, а колонку делали вместе по чертежам и расчетам Е. Столярчука, используя динамики от "Гармонии-70" (был такой усилитель с колонками в форме "гробов", имевшими просто смехотворный КПД).
На "Студенческой весне-83" прозвучали "Штрихи эпохи-II":
[Король Страх]
[Загадка Бытия (Омар Хайям) - Запись 1983 г]
Последнюю песню сочинил Саша Заболотский, подобрав хайямовские рубаи на одну тему. Выступление было обставлено в лучших традициях - опять предисловия к песням, на экране над сценой - слайды, пространственный звук соло-гитары а ля Дэвид Гилмор. К сожалению записи ни 1983 ни 1984 года не отражают того звука и того импровизаторского куража, который ловил на этом звуке наш гитарист... "Студенческую весну-83" опять выиграл РТФ, "Цитадель" сыграла в этом значительную роль... и на этом деятельность группы опять приостановилась до осени.
А между тем до Владимира докатилась волна так называемого "магнитофонного русского рока". Если раньше мы знали лишь "Машину времени" да "Воскресение",  то в начале 1983 года переписывали друг у друга "Круиз", "Аквариум", "Альфу", "Динамик", "Карнавал", "Жар-птицу"... Живьем многие рок-группы тоже побывали во Владимире: "Автограф", "Форвард", "Интеграл"... Время требовало уходить от узкого формата "Штрихов эпохи" и расширять репертуар до полноценной концертной программы.

UPD: Записи оцифрованы в 1997 году с уже порядком "осыпавшихся" магнитофонных лент. О том, как это записывалось - в следующей части...

 (Продолжение следует)
  • Настроение: nostalgic nostalgic
  • Музыка: тишь
Дык, мы полный зал собирали на концерте в Политехе (на халяву, правда). Из "колледж-бэндов" 90х-00х вряд ли кто-нибудь делал подобное... "Посты" в Педе - не в счет, они к 95 году уже не были студентами...
Ну надо отметить принципиально разную ситуацию у "Цитадели" и пионеров новых времен. В первом случае людей отбирал, как я понимаю, профком по умению играть, во втором это, чаще всего, одноклассники, собравшиеся вместе побренчать "арею".
Только вот во времена моей учебы - середина 2000-х - со всей параллели хим.факультета мало-мальски умели на чем-то играть три человека - я, мой однокурсник (благодаря которому и я начал) и парень на курс старше. Все, естественно, на гитарах, ни одного клавишника или более-менее сносного певца, не говорю уж - барабанщика. Но энтузиазм присутствовал - до сего дня с музыкой завязал только один.
Профком отбирал не по умению играть. Профкому было важнее, чтобы аппаратура была в рабочем состоянии, и чтобы не пели что-то совсем уж антисоветское или противоречащее "общественному вкусу". А уж насколько хорошо ребята владеют инструментами - вопрос второстепенный. Я помню, когда старшие ребята закончили институт и уехали по распределению, кастинг на вакантные места мы проводили сами. Клуб и профком не вмешивались.
(Анонимно)
Добрый день! Меня друзья отправили на Ваш сайт с целью найти информацию о ВИА "Аристона", который играл на танцах в Доме офицеров и парке им. А.С. Пушкина в 70-80-х гг. Но я ничего не нашла. Не подскажете, что делать? С уважением, Лариса
А интернете може быть ничего и не найдете... Я "Аристону" в общем-то и не слышал, хотя был знаком с некоторыми ее участниками. Я думаю, можно попытаться отыскать ее участников: Федора Мишнева, Андрея Хараджу и Александра Витеева...
А ведь хорошие песни! И гораздо лучше нынешней попсы:)) Кое-что себе стащила - надо сие сохранить для потомства, оно того стоит! "Девочка" очень понравилась, и Хайямовская...
Олег, добрался до сиих опусов вот так вот поздно... Но - словно повеяло свежим ветром тех лет!
Единственное, что немножко резануло... Что теперь я пишу для попсы.
Я пишу для музыкантов. Сильных. С хорошими задатками композиции. Я вообще крайне скептически отношусь к разделению музыки на стили, выделяя явно, пожалуй, классику и джаз.
И еще. Я всегда писал стихи искренне, в момент написания не планируя их песнями, а честно выливая туда внутренний мир. Такое не может не тронуть потом, будучи песней, в каком бы стиле ни была написана к этой песне музыка.
А так - да, было приятно все еще раз вспомнить!