Oleg_2012

Дела давно минувших дней. Группа "Цитадель" (Часть 2).

Продолжение. Начало см. здесь: Часть 1

Осень 1983 года... Я не помню, кому принадлежит идея устроить полноценный авторский концерт группы "Цитадель" в актовом зале института, но она стала осуществима благодаря тогдашнему зав.клубом Вадиму Рохлину. Я не знаю в достаточной степени этого человека, но то, что он продвигал прогрессивные вещи в культурной жизни института - это факт. Наверное потому, что он учился в Москве и общался с продвинутыми людьми, и при этом не был связан с владимирским культ-просвет "болотом"... В общем, мы начали делать программу, готовить аппаратуру... Концерт состоялся 17 ноября 1983 года.
1983
"Цитадель" на сцене Владимирского Политехнического Института

Сыграли мы тогда порядка 20 песен. Некоторые я не выложу и не покажу, потому что они отражают ту "идеологическую мякину", что была у меня в голове (Простите меня панки за "Посвящение панкам" ! Прости меня Господь за "Песенку безработного"!)... Hо некоторые вещи показать не стыдно и через 30 лет, несмотря исполнительские огрехи. Hапример, "Атомную сказку" на стихи Юрия Кузнецова, "Часы" на стихи Маршака или "Хэппи Энд" Саши Заболотского на стихи его однокурсника Гены Кокорина.
[ Атомная сказка. Запись 1984г ]
[ Часы. Запись 1983г ]
[ Хэппи энд. Запись 1983г ]
Концерт породил всеобщий интерес - мы повесили афиши во всех корпусах института. Ведь это действительно небывалое по тем временам событие. Помня наши выступления на "Студенческой весне", пришло профсоюзное и комсомольское начальство, Вадим позвал представителей прессы... Hароду собрался полный зал (400 человек как минимум). А начали концерт мы вот с этой инструменталки:
[ Увертюра. Запись 1984г ]
Сыграли как могли хорошо - просто не имели права слажать. По ходу концерта пришел, что называется, драйв:
Drive83
Некоторые "элементы шоу" были запланированы заранее:
SMYK
Концерт "Цитадели" вызвал неслабый резонанс у публики, а профсоюзное начальство записало это событие себе в актив. Чем озвучивали мы тогда зал Политеха ? Пульт "Эстрада" c комплектом усилителей (чуть доработанных), усилитель "ЛОМО Солист" с акустическими системами. Общая мощность порталов -250..300 ватт на канал (сейчас я бы в этот зал без 3 киловатт и не сунулся :-) На бас - самодельный ламповый агрегат (см. часть1). На мониторы - немецкий усилитель "Regent-60" с колонками от каких-то сгоревших советских усилков... Были у нас два самодельных, но передовых по тем временам технических средства: синтезаторный фильтр (о котором я уже писал вот здесь: http://oleg-dunaev.livejournal.com/35557.html ) и пьзоэлектрический звукосниматель для подключения акустической гитары. Датчик крепился струбциной, а усилитель-корректор висел на шнуре - таким образом можно было озвучить любой инструмент, не причиняя ему никаких повреждений. На фото Эдик играет на акустической гитаре с этим датчиком:
1983_W_E
Женя Столярчук записывал весь концерт на магнитофон:
AFTERPARTY
На получившейся записи отсутствовал бас, да и некоторые песни прозвучали, мягко говоря, не идеально. Поэтому решено было записаться в "студийных" условиях. Слово "студийные" специально взято в кавычки, потому что возможности многодорожечной записи и сведения тогда во Владимире не было. Просто все инструменты включались в пульт, ударные выносились в отдельную комнату, а в качестве мониторов музыканты использовали наушники (Е.Столярчук соорудил cпециальную "линейку" для усилителя "Regent-60"). Запись велась на магнитофон "Астра-203" всего-лишь на 19 скорость (правда с какой-то редкого качества головкой). Вот так и появился первый магнитоальбом группы "Цитадель" под названием "Атомная сказка" - все песни, датированные 1983 годом - это с него. Альбом начали копировать, распространять - запись тоненьким ручейком влилась в нарастающую волну "магнитофонного русского рока".
А в конце декабря в институтской многотиражке "Политехник", а потом и в областной газете "Призыв" (в урезанном варианте) вышла статья Натальи Свечиновой "Гитара поет о мире" - отклик на наш первый большой концерт:
Citadel_GZT1
Citadel_GZT2
А дальше старшие участники "Цитадели" уходили (а кое-кто и уезжал) на преддипломную практику. Поэтому состав группы в 1984 году должен был обновиться. Но об этом в следующей части...



(Продолжение следует)
  • Настроение: nervous nervous
  • Музыка: тишь
Еще раз повторюсь - легко судить о жизни в СССР с позиции нынешнего открытого информационного общества. Сейчас даже трудно себе представить, насколько тщательно нам промывали мозги, насколько повсеместно присутствовала идеология. То, чем сейчас потчуют новых хунвейбинов на Селигере - детские игрушки...
Спору нет. Мне интереснее, почему это не было явлением повсеместным. В Москве и Ленинграде, к примеру, поколение хиппи и панков произросло как-то само, вопреки. В Свердловске была своя специфика, в Сибири - своя. Определенная вольница была в союзных республиках. Все остальные города не дали практически ничего.
Сергей Жариков утверждает, что это было следствием стараний некоторых местных отделов КГБ защитить "рокеров" от милиции, в своих целях, естественно. С этой целью и организовывались рок-клубы.

Поэтому то, что Вы пишите, очень интересно, как иллюстрация альтернативного генезиса русского рока - без кгбшной опеки.
Ну Москва, Ленинград, Киев, некоторые приморские города - это совсем другая информированность, даже слегка другие нравы. Тусовка неформалов во Владимире появилась году к 1985, не раньше. Первый рок-фестиваль и первая попытка создать рок-клуб - в 1987... То есть Владимир и ему подобная провинция отставали в этих процессах от Москвы и Питера примерно лет на 5..7. Hо в то же время музыка-то до нас доходила !
За нами КГБ тоже следило, но обо все по порядку - с ними мне пришлось столкнуться в конце 1984 - начале 1985...
И еще одно соображение по поводу "идеологической абракадабры", повторяемой со сцены. В то время рок-музыка нашими идеологами считалась порождением "буржуазного образа жизни". Антивоенная и антиимпериалистическая тематика давала нам своеобразную индульгенцию, позволяющую использовать "чуждый" жанр... Это, кстати, сплошь и рядом использовалось и профессионалами: Ария "Воля и разум", Автограф "Ирландия. Ольстер", Жар-Птица "Регги-Рейган" ...
Ну тут можно ответить словами БНС (не дословно, по смыслу):
Нынешняя реальность больше похожа на "Хищные вещи века" - мир бесспорно кривой, неправильный, но он в любом случае лучше мира "Обитаемого острова", к которому мы много раз оказывались близки в советской реальности.

Edited at 2013-02-19 18:21 (UTC)
Саму "Аристону" я не слышал. Hо пришлось мне поиграть с ее остатками - группой "Аттракцион" все там же в парке Пушкина. Hо там ведь совсем другая специфика - там же своего ничего не игралось (или почти не игралось)...
Олег, не поверишь, но небольшой самодельный фильм про парк Пушкина, дискотеку, и группу "Аттракцион" у меня сохранился на 8мм киноплёнке. Тебя там правда нет.
Как нибудь разорюсь на перевод в цифру, если монтажные склейки не развалились от старости, и в ютуб.
Будет ваще фугас, для тех очевидцев, кто доживёт, всё равно что живой ленин на броневике.

Edited at 2013-09-16 19:28 (UTC)
Находясь самолично на танцполе и за спиной диджея... никак, хоть убей, не могу вспомнить, какая музыка там звучала, отчего же народ мог так неистово прыгать тогда, в 1983-1984 году. Ломаю голову, совершенно озадачен. Скачал множество всякой дискографии в стиле диско, ничего бодрее C.C.Catch Wild Fire Welcome To The Heartbreak Hotel не нашёл. И то, песенка появилась только в 1986 году, значит во Владимире спустя год-два. Из репертуара Аттракциона в целом, и партии Федора в ударных в частности, я абсолютно ничего не помню. Есть кадры, где он стучит, но этот фрагмент не вошёл в сам фильм, т.к. в фильме всю музыку крутит Андрей Хараджа.
Таким образом, оцифровка любительского фильма "Диско-Пушкин" наглухо застряла на стадии озвучания. Унылые и протяжные песни итальянской эстрады начала 1980-х совершенно никак не приклеиваются к видеоряду.
Под что же на дискотеке парка Пушкина плясали? Пыль столбом, неистовые махания руками и ногами. Может кто поможет репертуар восстановить?
Фрагмент фильма:
http://rutube.ru/video/c3e927b5074ae27527534601c8f61b3f/ (http://rutube.ru/video/c3e927b5074ae27527534601c8f61b3f/)

Фёдор Мишнев
http://rutube.ru/video/85f40c4a613bff43e52a06dacbfefab9/ (http://rutube.ru/video/85f40c4a613bff43e52a06dacbfefab9/)
1983 год, быстрая дисковуха ? Навскидку - Azul y Negro "Digital", 4 вещь - тогда был реальный хит. Да и под J-M Jarre "Magnetic Fields" тоже могли отплясывать. А так да, итальянцы в основном, плюс Chilly, Arabesque, Mike Mareen, Ottavan (уже "на излете"). Хотя и что-то рок-н-рольное тоже вполне могли завести... Даже из разряда нашего полуподпольного рока. Вспомнил еще один диско-хит, уже из наших - "Банановые острова" Матецкого и Чернявского! Первая песня там как раз быстрая, почти рок-н-ролл...
Еще в догонку о дисковухе того времени: "Абракадабра" Steve Miller Band, конечно же, Laid Back (к примеру, High Society Girl - вполне себе быстрая песенка), какой-то сборник под названием "японская дискотека". Secret Service, опять же... Забытый было Boney-M "выстрелил" тогда хитом "Calimba de Luna", а еще былa совершенно тупая песенка Bisquit "Zoo-Zoo"...
Кстати, Олега, как сейчас помню, что Цитадель выступала на Студенческой весне - 84. И тогда политеховский киноклуб (может быть и не он) снимал сиё действие на кинокамеру. Мельком этом фильм видел. Со звуком, но без цвета...
А РТФ тогда провалился... Но зато следущие три года убирали всех!
Все 16-мм кинопленки, включая концертные Цитадели, я сдал в 1986 году в музей ВПИ. Не знаю существует ли он (музей) сейчас. Звук был на магнитофонной ленте, отдельно, совершенно примитивный. Что-то с Олегом Леднёвым записали. Прямо в банки с кинопленками были уложены маленькие катушки магнитных лент со звуком. Фильм со звуком был совершенно неподъёмной задачей и технически и в финансовом плане.