О последнем периоде существования группы "Цитадель" я не предоставлю большого количества фото- и аудио-материалов, хотя событий было много, в том числе и весьма неприятных... Тут я больше напишу о своих взглядах на те события и на себя тогдашнего.

"Юноша бледный со взором горящим", блин...
Осенью 1984 года состав группы претерпел очередные изменения. Место за ударной установкой занял Олег Леднев - однокурсник Сергея Логачева. Вообще-то Олег был гитаристом и притом весьма техничным. Но он не стал претендовать на место соло-гитариста, признавая, что Саша Заболотский - музыкант с неординарной фантазией. И я с ним полностью согласен. Например:
[ В гостях у Блэкмора. Запись 1984 г ] - ну разве не классная инструменталка !
Группе гораздо нужнее был барабанщик, и Олег Леднев им стал. И надо сказать, что даже не обладая по началу в полной мере техникой игры на ударных (впрочем - это дело наживное), Олег обладал отменнейшим чувством ритма. Ритм-секция стала жесткой и стабильной.


Олег Леднев и Александр Заболотский
Первым появлением на публике стал "шефский" концерт в селе Кишлеево. Отыграли в общем-то нормально, но как-то без вдохновения. Это и понятно - многие аппаратурные приспособления ушли от нас вместе со "старшим поколением": и синтезаторный фильтр для органа, и ламповый басовый усилитель, и хорошие гитарные эффекты... Звук испортился. Многое предстояло делать заново. К тому же один Вова Максимов как звукооператор не мог заменить Женю Столярчука. Hужен был человек, который ходил бы к нам на репетиции, знал бы досканально все наши песни - кого когда прибавить и убавить. И такой человек нашелся - Геннадий Кокорин, однокурсник Волка и Заболотского, автор текстов некоторых песен "Цитадели".
А в конце ноября прозвучал "первый звоночек" о том, что нас ожидают мутные времена. Мы решили заявиться на очередной городской конкурс вокально-инструментальных ансамблей "Музыка в борьбе за мир" (или что-то в этом духе). Зная как все проходило в прошлом и позапрошлом году, имея репутацию исполнителей "политической песни" и соответствующий диплом горкома ВЛКСМ, мы рассчитывали сыграть что-нибудь из "Штрихов эпохи" и поразить всех "современностью музыкального мышления". Однако нам дали понять, что мы "никто и звать нас никак" - отсутствовала регистрация в Городском Отделе Культуры. "Hо это вещь поправимая, мы вас зарегистрируем... А что вы собираетесь играть ? Песни собственного сочинения ? А они залитованы Научно-Методическим Центром народного творчества ?..." Вот тут-то и оказалось, что нам "крыть нечем"... В общем мы остались за бортом, но досады не было: "обломали нас с конкурсом - ну и слушайте по десять раз свои "Красные маки" и "Бухенвальдские набаты", а мы продолжим играть рок для своей аудитории..."
Все оказалось гораздо серьезнее. Свободу доступа к "своей" аудитории тоже ограничили. Борцы с "тлетворным влиянием Запада" всерьез взялись за наведение порядка в области молодежной музыки. Я не буду здесь описывать второй раз всю историю моих хождений по отделам культуры и цензуры - она уже есть вот здесь:
http://oleg-dunaev.livejournal.com/47523.html
В результате мы оказались в андеграунде. А я продолжал недоумевать, почему ? Мы же пели "правильные" с советской точки зрения песни, не противоречили официальной идеологии. И находил для себя только один ответ - мы недостаточно хорошо играли, мы неграмотно сочиняли музыку и тексты, мы недостаточно серьезно относились к творчеству. Все "выволочки" я воспринимал за чистую монету и очень переживал. В моей наивной голове просто не укладывалось, что Отдел Культуры и НМЦ могут вот так же "замочить" любой не понравившийся им самодеятельный коллектив, как бы хорошо он ни играл - у всех есть к чему прицепиться ! Позже я узнал, что они примерно в это же время разогнали бардовский КСП.
Тем не менее мы продолжали репетировать. Правда переехали опять в "музыкальный подвал" - но этот факт к нашему андеграундному статусу отношения не имел, просто строители опять что-то начали ремонтировать в актовом зале. А клуб во главе с Вадимом Рохлиным даже сделал нам отличный подарок к новому 1985 году - купил синтезатор "Аэлита". Это приобретение простимулировало творческий процесс: появились новые композиции, были переаранжированы старые. Некоторые, к сожалению, были записаны только живьем и в плохом качестве, а некоторые так и не были записаны. Например, инструменталка, в основе которой мелодия Глинки "Славься", сыгранная в том же стиле, что и бетховенская тема в "Difficult to Cure" у Блэкмора. А в середине этой композиции Олег Леднев выходил из-за ударной установки, брал акустическую гитару, и вдвоем с Сашей Заболотским они играли "медленную" часть. А ведь была еще одна инструментальная пьеса, которую они вдвоем играли от начала и до конца !...
Легендарное "подпольное" выступление в Петушках организовал нам Саша Волк. Концерт состоялся 17 февраля 1985 года в клубе Шпульно-Катушечной фабрики. Там есть что вспомнить. Hачиная с раритетного автобуса, на котором мы туда ехали (такой автобус в есть в фильме "Операция Ы и другие приключения Шурика" в сюжете "Напарник"). Этот "инвалид" не выжимал больше 50 км/ч, а если и рзгонялся с горки до большей скорости, то начиналась настолько дикая вибрация, что водителю приходилось тормозить, чтобы что-нибудь не отвалилось. А еще удалось достать где-то две бутыли с жидким азотом - "дым пускать"... Причем на концерте делал это Серега Логачев - спев куплет, он во время инструментального проигрыша забегал за спину барабанщику, брал бутыль и выливал немного жидкого азота на пол, а потом снова выходил вперед и в клубах этого "дыма" пел следующий куплет... Отыграли вроде-бы неплохо. Правда гитара без эффекта не способствовала вдохновению (и это слышно на приведенных ниже записях). Hо все равно, наверное, было с чего поймать кайф. Только мне было не до кайфа. Я в эту поездку отправился, обманув родителей - сказал им, что еду с однокурсниками в
Прослушав запись с Петушинского концерта, я долго думал, выкладывать что-то или нет. Запись в общем-то плохая - на магнитофон попало далеко не все, что звучало, и не в том соотношении. Да и сыграно местами лажово... Выбрал две песни - чисто для того, чтобы иметь представление:
[ Туристы. Запись 1985 г live ]
[ Бизнес. Запись 1985 г live ]
C выступлениями в городе, в том числе и в стенах родного института было все очень сложно. Я уже писал, что мне пришлось вместе с Вадимом Рохлиным идти в горисполком, чтобы нам разрешили выступить на избирательном участке в корпусе "P". Я от имени "Цитадели" покаялся: "Простите нас, мы больше не будем играть ничего неразрешенного, только позвольте нам выступать...".
Выступление состоялось 24 февраля 1985 г. Сергей Логачев, поющий в порядке принудиловки "Как молоды мы были...", "Это счастье путь домой" и еще что-то из "патриотической попсы" под наспех выученный аккомпанимент - тошнотворное зрелище. Я хорошо понимаю музыкантов, решивших разбавить этот позор алкоголем. Вся беда в том, что тогда я этого не понимал. Я искренне хотел, чтобы мы во что бы то ни стало приобрели официальный статус, чтобы представители отдела культуры увидели, что мы умеем играть...
А между тем на дворе был 1985 год, и ветры перемен все-же проникали в наше провинциальное болото, правда с несколько неожиданной стороны. Кафедра
А вот на "Студенческую весну-85" нас допускать упорно не хотели. В конце концов Вадим Рохлин уболтал-таки председателя профкома (как оказалось, КГБ-шника), разрешить выступление "под свою ответственность". Hам пришлось предоставить тексты песен. Сыграли целых 4 композиции:
[ Славься! ] - инструменталка на тему Глинки
[ Размышления у открытого окна. ] - песня на стихи нашего звукооператора Геннадия Кокорина
[ Бизнес. ] - см. выше "петушинскую" запись
[ Мастера. ] - песня на стихи Михаила Дудина
Факультет РТФ тогда выиграл "Студенческую весну", но выступление "Цитадели" такого ажиотажа как в прошлые годы почему-то не вызвало...
Последний раз "Цитадель" играла 27 июня 1985 года на выпускном вечере в школе N15. Люди, составлявшие основу группы, заканчивали институт, уходили в армию, разъезжались по разным городам. И разбегаясь, договорились о двух вещах - не использовать в дальнейшем название "Цитадель" для своих будущих проектов и не включать в репертуар цитаделевских песен.
А магнитоальбомы "Цитадели" потихоньку распространялись. В 1986 году, находять в армии в далеком Хабаровске, я встречал людей из Московской и Нижегородской области, слышавших наши записи...
Ну и в заключение - запись радиопередачи Владимирского радио 1991 года. В студии у Александра Карпиловича (в настоящее время - глава Владимирского отделения Союза Журналистов) Александр Волк и я...
[ Радиопередача про "Цитадель". Запись 1991 г ]