oleg_dunaev (oleg_dunaev) wrote,
oleg_dunaev
oleg_dunaev

Category:
  • Mood:
  • Music:

Дела давно минувших дней. Группа "Цитадель" (Часть 4)

Окончание. Начало см. здесь: Часть 1. Часть 2. Часть 3.

О последнем периоде существования группы "Цитадель" я не предоставлю большого количества фото- и аудио-материалов,   хотя событий было много, в том числе и весьма неприятных... Тут я больше напишу о своих взглядах на те события и на себя тогдашнего.
I_AM
"Юноша бледный со взором горящим", блин...

Осенью 1984 года состав группы претерпел очередные изменения. Место за ударной установкой занял Олег Леднев - однокурсник Сергея Логачева. Вообще-то Олег был гитаристом и притом весьма техничным. Но он не стал претендовать на место соло-гитариста, признавая, что Саша Заболотский - музыкант с неординарной фантазией. И я с ним полностью согласен. Например:
[ В гостях у Блэкмора. Запись 1984 г ] - ну разве не классная инструменталка !
Группе гораздо нужнее был барабанщик, и Олег Леднев им стал. И надо сказать, что даже не обладая по началу в полной мере техникой игры на ударных (впрочем - это дело наживное), Олег обладал отменнейшим чувством ритма. Ритм-секция стала жесткой и стабильной.
O_Lednev
Blackmore

Олег Леднев и Александр Заболотский

Первым появлением на публике стал "шефский" концерт в селе Кишлеево. Отыграли в общем-то нормально, но как-то без вдохновения. Это и понятно - многие аппаратурные приспособления ушли от нас вместе со "старшим поколением": и синтезаторный фильтр для органа, и ламповый басовый усилитель, и хорошие гитарные эффекты... Звук испортился. Многое предстояло делать заново. К тому же один Вова Максимов как звукооператор не мог заменить Женю Столярчука. Hужен был человек, который ходил бы к нам на репетиции, знал бы досканально все наши песни - кого когда прибавить и убавить. И такой человек нашелся - Геннадий Кокорин, однокурсник Волка и Заболотского, автор текстов некоторых песен "Цитадели".
А в конце ноября прозвучал "первый звоночек" о том, что нас ожидают мутные времена. Мы решили заявиться на очередной городской конкурс вокально-инструментальных ансамблей "Музыка в борьбе за мир" (или что-то в этом духе). Зная как все проходило в прошлом и позапрошлом году, имея репутацию исполнителей "политической песни" и соответствующий диплом горкома ВЛКСМ, мы рассчитывали сыграть что-нибудь из "Штрихов эпохи" и поразить всех "современностью музыкального мышления". Однако нам дали понять, что мы "никто и звать нас никак" - отсутствовала регистрация в Городском Отделе Культуры. "Hо это вещь поправимая, мы вас зарегистрируем... А что вы собираетесь играть ? Песни собственного сочинения ? А они залитованы Научно-Методическим Центром народного творчества ?..." Вот тут-то и оказалось, что нам "крыть нечем"...  В общем мы остались за бортом, но досады не было: "обломали нас с конкурсом - ну и слушайте по десять раз свои "Красные маки" и "Бухенвальдские набаты", а мы продолжим играть рок для своей аудитории..."
Все оказалось гораздо серьезнее. Свободу доступа к "своей" аудитории тоже ограничили. Борцы с "тлетворным влиянием Запада" всерьез взялись за наведение порядка в области молодежной музыки. Я не буду здесь описывать второй раз всю историю моих хождений по отделам культуры и цензуры - она уже есть вот здесь:
http://oleg-dunaev.livejournal.com/47523.html
В результате мы оказались в андеграунде. А я продолжал недоумевать, почему ? Мы же пели "правильные" с советской точки зрения песни, не противоречили официальной идеологии. И находил для себя только один ответ - мы недостаточно хорошо играли, мы неграмотно сочиняли музыку и тексты, мы недостаточно серьезно относились к творчеству. Все "выволочки" я воспринимал за чистую монету и очень переживал. В моей наивной голове просто не укладывалось, что Отдел Культуры и НМЦ могут вот так же "замочить" любой не понравившийся им самодеятельный коллектив, как бы хорошо он ни играл - у всех есть к чему прицепиться ! Позже я узнал, что они примерно в это же время разогнали бардовский КСП.
Тем не менее мы продолжали репетировать. Правда переехали опять в "музыкальный подвал" - но этот факт к нашему андеграундному статусу отношения не имел, просто строители опять что-то начали ремонтировать в актовом зале. А клуб во главе с Вадимом Рохлиным даже сделал нам отличный подарок к новому 1985 году - купил синтезатор "Аэлита". Это приобретение простимулировало творческий процесс: появились новые композиции, были переаранжированы старые. Некоторые, к сожалению, были записаны только живьем и в плохом качестве, а некоторые так и не были записаны. Например, инструменталка, в основе которой мелодия Глинки "Славься", сыгранная в том же стиле, что и бетховенская тема в "Difficult to Cure" у Блэкмора. А в середине этой композиции Олег Леднев выходил из-за ударной установки, брал акустическую гитару, и вдвоем с Сашей Заболотским они играли "медленную" часть. А ведь была еще одна инструментальная пьеса, которую они вдвоем играли от начала и до конца !...
Легендарное "подпольное" выступление в Петушках организовал нам Саша Волк. Концерт состоялся 17 февраля 1985 года в клубе Шпульно-Катушечной фабрики. Там есть что вспомнить. Hачиная с раритетного автобуса, на котором мы туда ехали (такой автобус в есть в фильме "Операция Ы и другие приключения Шурика" в сюжете "Напарник"). Этот "инвалид" не выжимал больше 50 км/ч, а если и рзгонялся с горки до большей скорости, то начиналась настолько дикая вибрация, что водителю приходилось тормозить, чтобы что-нибудь не отвалилось. А еще удалось достать где-то две бутыли с жидким азотом - "дым пускать"... Причем на концерте делал это Серега Логачев - спев куплет, он во время инструментального проигрыша забегал за спину барабанщику, брал бутыль и выливал немного жидкого азота на пол, а потом снова выходил вперед и в клубах этого "дыма" пел следующий куплет... Отыграли вроде-бы неплохо. Правда гитара без эффекта не способствовала вдохновению (и это слышно на приведенных ниже записях). Hо все равно, наверное, было с чего поймать кайф. Только мне было не до кайфа. Я в эту поездку отправился, обманув родителей - сказал им, что еду с однокурсниками в Сергиев Посад Загорск на экскурсию. И все мысли у меня были только о том, на чем и во сколько я попаду домой...
Прослушав запись с Петушинского концерта, я долго думал, выкладывать что-то или нет. Запись в общем-то плохая - на магнитофон попало далеко не все, что звучало, и не в том соотношении. Да и сыграно местами лажово... Выбрал две песни - чисто для того, чтобы иметь представление:
[ Туристы. Запись 1985 г live ]
[ Бизнес. Запись 1985 г live ]
C выступлениями в городе, в том числе и в стенах родного института было все очень сложно. Я уже писал, что мне пришлось вместе с Вадимом Рохлиным идти в горисполком, чтобы нам разрешили выступить на избирательном участке в корпусе "P". Я от имени "Цитадели" покаялся: "Простите нас, мы больше не будем играть ничего неразрешенного, только позвольте нам выступать...".
Выступление состоялось 24 февраля 1985 г. Сергей Логачев, поющий в порядке принудиловки "Как молоды мы были...", "Это счастье путь домой" и еще что-то из "патриотической попсы" под наспех выученный аккомпанимент - тошнотворное зрелище. Я хорошо понимаю музыкантов, решивших разбавить этот позор алкоголем. Вся беда в том, что тогда я этого не понимал. Я искренне хотел, чтобы мы во что бы то ни стало приобрели официальный статус, чтобы представители отдела культуры увидели, что мы умеем играть...
А между тем на дворе был 1985 год, и ветры перемен все-же проникали в наше провинциальное болото, правда с несколько неожиданной стороны. Кафедра Социологии Научного Коммунизма стала регулярно проводить в студенческой столовой молодежный дискуссионный "Политклуб", и на один из таких вечеров пригласила группу "Цитадель". Мнение городского отдела культуры было им совершенно не важно! Им нужна была живая иллюстрация к теме "Молодежная музыка". Мы сыграли с удовольствием - это стало одним из лучших выступлений последнего состава "Цитадели"...
А вот на "Студенческую весну-85" нас допускать упорно не хотели. В конце концов Вадим Рохлин уболтал-таки председателя профкома (как оказалось, КГБ-шника), разрешить выступление "под свою ответственность". Hам пришлось предоставить тексты песен. Сыграли целых 4 композиции:
[ Славься! ] - инструменталка на тему Глинки
[ Размышления у открытого окна. ] - песня на стихи нашего звукооператора Геннадия Кокорина
[ Бизнес. ] - см. выше "петушинскую" запись
[ Мастера. ] - песня на стихи Михаила Дудина
Факультет РТФ тогда выиграл "Студенческую весну", но выступление "Цитадели" такого ажиотажа как в прошлые годы почему-то не вызвало...
Последний раз "Цитадель" играла 27 июня 1985 года на выпускном вечере в школе N15. Люди, составлявшие основу группы, заканчивали институт, уходили в армию, разъезжались по разным городам. И разбегаясь, договорились о двух вещах - не использовать в дальнейшем название "Цитадель" для своих будущих проектов и не включать в репертуар цитаделевских песен.
А магнитоальбомы "Цитадели" потихоньку распространялись. В 1986 году, находять в армии в далеком Хабаровске, я встречал людей из Московской и Нижегородской области, слышавших наши записи...
Ну и в заключение - запись радиопередачи Владимирского радио 1991 года. В студии у Александра Карпиловича (в настоящее время - глава Владимирского отделения Союза Журналистов) Александр Волк и я...
[ Радиопередача про "Цитадель". Запись 1991 г ]
Tags: владимирские музыканты, группа "Цитадель", музыка, политика, прошлое, рефлексия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments