Oleg_2012

Про группу "Пикник"

Побывал я на этой неделе на концерте группы "Пикник". Фанатом этой группы я не являюсь, но творчество Эдмунда Шклярского и компании мне всегда было симпатично.
Я не помню, когда и где я первый раз их услышал, но в 1986 в армии я переписывал у кого-то слова и аккорды "Ночь шуршит над головой..." - песня была мне хорошо знакома. По-настоящему я их оценил в 1987 году, купив в магазине "Мелодия" пластинку "Иероглиф". Мне понравилась несколько необычная для того времени музыка с налетом мистики. Помню, тогда песню "Иероглиф" Юрий Сенкевич выбрал в качестве саундтрека к циклу передач о монастыре Шао-Линь и восточных боевых искусствах, и это было "в тему".
В начале 1988 года "Пикник" приехал во Владимир. На тот концерт в филармонию мы выбрались всем составом группы "1108 год" и в общем-то набрались правильных впечатлений (несколько песен наш Люльчук написал явно под влиянием услышанного). "Пикник" уже тогда использовал элементы шоу: на сцене стоял настоящий большой гонг, применялись какие-то примитивные "световые иллюстрации" к песням, в зал выходил шоумен в страшной маске под слова "Сегодня Клуб Прокаженных открывает сезон..." и танцевал модный тогда брейк-дэнс... Меня всегда интересовало оригинальное звучание клавишных у Сергея Воронина - что за инструмент, как это сделано ? На концерте я увидел, что это YAMAHA DX-7 - довольно распространенный тогда аппарат. И если многие другие исполнители использовали "пресетные" звуки, то Воронин явно программировал сам (6-осцилляторный FM-синтезатор - очень мощная штука, если знать как им пользоваться). Недаром "Пикник" не расставался с этим инструментом аж до 2002 года !
В конце 90-х, когда я приобрел компьютер, одной из первых MP3-подборок у меня стала дискография "Пикника". Те, кто знают меня по ФИДО, наверное помнят мои "Ориджины" с цитатами из песен Шклярского, и я был не оригинален - многие фидошники цитировали эти короткие и емкие фразы.
В начале 00-х пришла мода на фэнтези-музыку: музыку с образами из Средневековья, из миров Толкина, Ле Гуин, Желязны... Чуть позже - мода на готику и вампиризм... А "Пикник" уже 10 лет назад пел на эти темы, и меня удивило, что ролевая тусовка довольно прохладно относилась к этим песням. "Инквизитор", "Шаги Короля", "Много дивного на свете", "А учили меня летать...", "Шарманка", "Пущенная стрела", "Великан" - этим песням вполне подошел бы видеоряд из фильмов "Сказка Странствий", "Ученик чародея", "Филипп Траум" и им подобных. А зурги и лурги в песне "Упругие их имена" (на самом деле Сургы и Лургы) почему-то воспринимались мной не как имена, а как названия неких существ, выглядящих неподобие "бездушных" из компьютерной игры "Myth. Fallen Lords" (они же "сжегшие душу" в книгах Алексея Пехова).
Второй раз я побывал на концерте "Пикника" в 2003 году в ДК "Точмаша" (сейчас, кажется, он называется Арт-Дворец). На этот раз группа выглядела довольно статично, шоу не было. Но зато очень многие песни были на слуху у публики - народ танцевал и подпевал. Звук был хороший, хотя и местный. Hесмотря на стилистическую обособленность "Пикника", он в то время весьма активно раскручивался "Hашим Радио", и музыканты тоже начали делать шаги навстречу формату "русского рока", и делали они это весьма своеобразно. Со временем все больше стал виден Шклярский - художник, который начал придумывать визуальные воплощения своих музыкально-поэтических фантазий. Он стал формировать так называемый мир "Пикника", где уживались мистические персонажи разных времен и народов, причем такие, что у всех на слуху. При этом все меньше стало черт так называемой "музыки фэнтези" и все больше рока, часто даже арт-рока. Снова появилось шоу - уже хорошо продуманное, с видеороликами за спиной у барабанщика, с "великанами и карликами", механической "кентаврихой" и "женщиной-виолончелью", со знаменитой "египетской лирой" (она на самом деле играет! там стоит перестраиваемый звуковой генератор)...
Любопытную статейку про "Пикник" написал в 2004 году Роман Шебалин (roman_shebalin) : "Парад пластмассовых уродов Эдмунда Шклярского".  Я со многим в ней согласен, только Путина, как оказалось, автор несколько переоценил...
Вот, собственно, упомянутое выше шоу я и увидел на концерте в прошедшую среду в Областном Дворце Культуры. Звук можно было сделать и получше - многие слова в новых песнях я не расслышал. Понравилось, как Шклярский играл на гавайской гитаре - местами выдавал просто "гилморовское" соло. Большой потерей для "Пикника" была смерть клавишника Сергея Воронина в 2006 году. Видимо ему так и не нашли равноценную замену. На этом концерте за клавишами стоял Шклярский-младший - Станислав. Аппарат, по всей видимости, состоял в основном из виртуальных синтезаторов (звуки переключали на компьютере), но тех самых оригинальных FM-синтезированных звуков почти не было... Среди новых песен на мой взгляд есть весьма удачные, и чтобы расслышать все, я приобрел новый альбом "Пикника" - "Певец Декаданса". Не так уж много на нашей рок-сцене групп с такой яркой индивидуальностью... Hо все равно мне ближе тот, старый "Пикник" середины 90-х годов.
  • Настроение: lazy lazy
  • Музыка: "Пикник" "Декаданс"
Надо же, как по-разному можно воспринимать одно и то же. Моя школьная соседка по парте обожала "Пикник", давала мне послушать, а меня он вообще не волнует - ноль эмоций. Я вижу какие-то приёмы, идеи, попытки добиться определённого эффекта, фантазии - но они не действуют...
Как тут рядом написал winnie_the_bass, дело может быть в специфическом голосе Шклярского и общей монотонности звуковой картинки. Я, например, терпеть не могу голос Лагутенко, какими бы интересными с музыкальной точки зрения ни были его песни...
Да, монотонный ужасно - на мой вкус. Просто снотворное. :)
А, кстати, Лагутенко меня совершенно не раздражает - другое дело, что я вряд ли стала бы его слушать специально. Но, если слышу где-то, обычно нравится. :)
В эмоциональном плане мне очень нравится, например, Земфира. Понятное дело, и БГ - пусть он тоже тяготеет к монотонности, но всё же к "одушевлённой", скажем так. А у Шклярского монотонность вообще без эмоций, какая-то неживая.
Знаю у нас в городе одного давнего и крепкого их фаната... Я бы сказала, что для человека вообще не существует больше никакой музыки, кроме "Пикника". По-своему, уникально :) Группа даже в Муром заезжает иногда с концертами, в провинции любят приезжих артистов, думаю, зал собирают. Я никогда не увлекалась их творчеством, но бывает сидишь ночью у костра в лесу под музыку, и в плэй-листе друзей нет-нет, да и проскользьнет пикниковская песня. Когда это ложится на правильную атмосферу, то мурашки бегут.
Из-за голоса и общей монотонности его песни всё-таки сильно проигрывают. На трибьют-сборнике вот было много отличных, абсолютно хитовых вещей - "Шарманка" Теуниковой или "Вечер" Кашина.
Вспомнилось: год 1987, Питер, общага, белая ночь, открытое окно и "Пикник" (пластинка и проигрыватель "Аккорд" что ли... )
... Вот уж четверть века ...
Здраствуйте))) Спасибо, что меня зафрендили после моего вчерашнего захода. Прочитала про Пикник с очень большим интересом, и вообще у Вас блог интересный. Про синтезатор Воронина особенно интересно было прочитать мнение профессионала. Сергею Воронину к сожалению равноценной замены нет и не будет... А про брейк-данс - вот тоже кстати одно из самых ярких воспоминаний)))
Можно Вас спросить, - что Вы имели в виду под гавайской гитарой на нынешнем концерте?
Спасибо. А гавайская гитара - это у которой гриф лежит горизонтально на столике, а играют на ней обязательно слайдером. Ее можно увидеть у того же Дэвида Гилмора на концертах 2005..2008. А еще поищите на YouTube исполнителя Robert Randolph - вот он как раз виртуоз именно такого инструмента.

Edited at 2013-03-24 10:00 (UTC)
Мне Пикник всегда нравился, начиная еще с Иероглифа. С полгода назад сходил на концерт - немного разочаровался. Звук был отличный, с технической точки зрения. Но не было совершенно никакого контакта с публикой. Такое ощущение что вышли на сцену роботы, подергали струны по заложенной программе и ушли, когда программа закончилась.
Не, я понимаю, у Шклярского стиль такой. Но блин вообще никакого контакта с публикой, ни здрасти ни досвидания вообще никаких эмоций на сцене, просто тупо исполнение - как-то мне это все не доставило. Напомнило выступление попсы на курортных "гребешках", с той только разницей что это не попса, а Нью-Йорк не курорт. Хотя, на мой взгляд, сюда большинство из России как раз "гребешить" и ездит. Все, на кого ходил, этим "отличались", за исключением Любэ - эти ребята на концерте выкладывались.

Вряд ли пойду еще раз на Пикник, хотя слушать иногда их альбомы не перестаю.
Шклярский по жизни не контачит с залом. Хотя на бис выходит... и впечатления робота во Владимире он не произвел - например, несколько песен были сыграны не как обычно нота в ноту, а с импровизацией... Но на концерт я тоже вряд ли пойду: раз в 10 лет - достаточно :-)